НАШ ЦИТАТНИК: «Важно, чтобы государство продолжало поддерживать ипотеку. Сейчас у застройщиков, особенно в масс-маркете, доля сделок с ней достигает 90%...» Эдуард Тиктинский

2 декабря, 20:14

Велосипед зимой в Петербурге: советы эксперта

6 ноября в 08:00

Можно ездить на велосипеде по зимнему Петербургу. Как это делать, что нужно знать начинающим. Об этом NSP рассказал Александр Кожанов, член ассоциации велосипедистов и пешеходов «Пошли-поехали». По его словам, ездить на велосипеде зимой – совершенно нормально и довольно здорово, но нужна определенная подготовка.

Фото: Олег Золото

Совет первый: поменяйте манеру езды на велосипеде  

К сожалению, изрядная часть зимы на дорогах  это не сияющий своей белизной снег, а гололед и снегогрязевая каша, часто щедро приправленная солью. Поэтому первое, что нужно сделать, переходя на езду в холодное время года,  изменить манеру движения

 разгоняйтесь плавно; 

 оставляйте в 2,5 раза большее расстояние на торможение; 

 поворачивайте аккуратно и медленно, преимущественно работая рулем, а не наклоняя велосипед, как летом. 

Седло велосипеда для езды зимой можно установить на пару сантиметров ниже, чтобы в случае необходимости было проще поставить ногу на асфальт. При езде даже по вроде бы чистому асфальту не теряйте бдительности, сцепление между задубевшей резиной и холодным покрытием в любом случае низкое. 

Совет второй: делайте разминку  

Другая частая ошибка  сразу, едва выйдя из помещения, сесть и ехать. Перед физической активностью на холоде надо немного разогреться, помахать руками, попрыгать, выполнить вращения корпусом. Так вы перестроите тепловой режим тела, прогреете воздух под одеждой и подготовите нос к более активной работе. Заодно можно понять, оделись ли вы по погоде или нужна корректировка.

Совет третий: правильно одевайтесь для езды зимой на велосипеде  

Одеваться для велосипедной езды надо чуть прохладнее, чем для ходьбы пешком, однако обувь и перчатки обязательно должны быть намного теплее. Особенно быстро замерзают пальцы. Если вы собираетесь ездить на работу и имеете возможность переодеваться или же планируете использовать велосипед для прогулок и поездок по магазинам, очень хороший вариант  одежда для беговых лыж на соответствующую температуру. Если переодеваться не получается или не хочется тратиться на форму, можно спокойно ездить и в обычной одежде, только следите, чтобы она не намокала от пота и не продувалась, особенно на суставах и спине. Хороший принцип, и не только для велосипедиста, – одеваться тонкими слоями, чтобы при необходимости можно было добавить или убавить слой: тепло удерживает не сама одежда, а воздух в ней.

Совет четвертый: правильно подберите шлем для велосипеда  

Новичкам рекомендуется зимой ездить в шлеме. Только берите подходящий по сезону: велосипедный, но схожий со шлемом для сноуборда (он будет надежно закрывать виски, падения набок зимой наиболее вероятны).

Шлем должен плотно сидеть на голове или головном уборе, для этого у современных шлемов есть много регулировок. Берите такой, чтобы по размеру был не впритык.

Совет пятый:  стройте маршрут с учетом возможных поломок велосипеда  

Всегда продумывайте «пути эвакуации» на случай, если велосипед выйдет из строя. Пешком, на наземном общественном транспорте, на грузопассажирском такси  вариантов много.

Акция «На работу на велосипеде». Фото: gov.spb.ru

Совет шестой: правильно эксплуатируйте велосипед зимой  

Использовать для зимней езды можно любой велосипед, но холод, реагенты и песок убивают все сложные узлы очень быстро. Кроме того, все еще существует проблема с повышенной усталостью алюминиевых сплавов на морозе. Поэтому наиболее распространенные советы таковы: 

 ездите по ровным поверхностям, не нагружайте раму и обода тряской;

 откажитесь от амортизационной вилки: либо заблокируйте ее, если позволяет конструкция, либо замените на жесткую;

 поставьте полноразмерные крылья и, если возможно, защиту цепи. Правильное полноразмерное крыло охватывает переднее колесо не менее чем на 1/3 его окружности, заднее  не менее чем на ½, крыло полностью перекрывает ширину покрышки, обязательно имеет профиль (не плоское в поперечном сечении), снабжено брызговиками. Без крыльев вы будете в грязи с головы до пят, на раме снизу в первый же день нарастет толстый слой заледеневшей грязи, а всю трансмиссию к весне придется полностью заменить;

 очень внимательно следите за состоянием тормозов и тормозных поверхностей. Если у вас ободные тормоза, колодки и обода должны быть чистыми и не изношенными (отполированный или покрытый ржавчиной обод, «съеденные» колодки  немедленно к механику). Если тормоза дисковые, опять же, истончившийся диск или стертые колодки тут же надо менять. Идеальный вариант ручного тормоза для зимы  роллерные тормоза, но к ним надо привыкнуть. Дисковые тормоза работают отлично, но могут внезапно стать неэффективными, если в них попадет грязь или образуется лед на поверхности диска. Ободные тормозят плохо, но там хотя бы видно, если они забились;

 ничего лучше ножного тормоза, надежно спрятанного внутри втулки, для зимы пока не придумали. Но, опять же, нужна привычка и умение правильно ими пользоваться.

В целом, если велосипед уже есть, надо постараться его привести в соответствие с написанным выше. Если хочется приобрести для зимы отдельный аппарат, можно купить самый простой односкоростной велосипед с вертикальной посадкой типа дорожного («дедушкиного на даче») или, лучше, круизера (велосипед с вынесенными вперед педалями и уменьшенным за счет этого расстоянием от седла до земли), можно подержанный; поездите на нем, а потом уже поймете, нравится ли вам вообще ездить зимой.

Совет седьмой: приобретите фонари и светоотражатели для зимней езды на велосипеде

Независимо от того, какой у вас велосипед, надо установить большие, очень большие светоотражатели (катафоты) и следить, чтобы они были чистыми. Обязательно соблюдать цветовую схему: белый спереди, красный сзади, красный или оранжевый сбоку. Поскольку световой день в холодное время года короткий, а видимость может затруднить внезапный снегопад, фонари тоже надо обязательно купить. Тоже белый спереди, красный сзади. Всегда имейте запас батареек или убеждайтесь, что фонари полностью заряжены. Избегайте использования режима стробоскопа без необходимости. Настройте фонари таким образом, чтобы они освещали дорогу, а не выжигали глаза пешеходам и водителям. Катафотов и фонарей может быть сколько угодно, если они соответствуют гостовской схеме размещения. 

Хороший принцип  два фонаря спереди и два сзади: один можно оставлять в резерве или использовать как стробоскоп (он будет привлекать внимание, а второй, горящий в постоянном режиме, поможет верно оценивать расстояние до вас). И фонари, и катафоты всегда должны быть чистыми! Установите их там, где они будут минимально пачкаться, а при необходимости сразу очищайте.

Совет восьмой: подготовьте велосипед к зимней езде  

Перед зимней ездой велосипед надо обслужить. Проще всего доверить это мастеру. Найдите по отзывам: частники, как правило, делают лучше. 

Стандартный набор мероприятий: 

 замена всех смазок на зимние, регулировка зазоров, люфтов и моментов затяжки всех узлов; 

 проверка тормозов; 

 проверка натяжения спиц и состояния ободов. 

Также мастер может сказать, на сколько еще хватит ресурса отдельных узлов велосипеда. У мастеров часто есть запас подержанных деталей, которые не жалко «добить» в зимней езде. Пообщайтесь, спросите, это нормальная практика.

Совет девятый: выберите правильные зимние велопокрышки  

По поводу покрышек и камер: постарайтесь для зимней езды выбрать то, что помягче. Есть специальные покрышки для езды зимой, при возможности их купить стоит это сделать (естественно, надо выбрать те, которые подойдут именно для вашего велосипеда). «Агрессивный» протектор зимой чаще не помогает, а нередко мешает, забиваясь снегом и снегогрязевой смесью, забрасывает грязь между колесом и крылом. Лучше выбрать покрышки с таким компаундом, который максимально долго сохраняет высокую эластичность, «прилипает» к дороге. Шипованные покрышки  вещь полезная, но дорогая. Если есть возможность, покупайте. В первую очередь в шипах нуждается переднее колесо, оно влияет на управляемость и, при наличии ручного тормоза, на торможение.

И еще несколько важных деталей...  

 Зимой велосипед надо периодически мыть. Не используйте автомобильные мойки самообслуживания, нальете воды внутрь узлов или рамы  их разорвет. Дома, с тазиком и тряпочкой. Только посмотрите сперва видеоролики, как и что можно мыть, а что трогать не надо.

 Если во время езды зимой велосипед начинает издавать странные звуки (скрип, стук), обратитесь к мастеру.

 Если какой-то второстепенный узел (например, переключатель передач) перестал работать посреди поездки, попробуйте найти место, где сможете его отогреть. Если после этого не заработает  к мастеру.

 Если перестали работать тормоза, безо всяких попыток отогреть (замерзли раз  замерзнут снова) спешиваетесь и думаете, как эвакуироваться с велосипедом.


Ассоциация "Пошли-поехали некоммерческая организация. Цель, которую декларируют организаторы,  это безопасный, доступный, здоровый и комфортный город для всех.

Фото: NSP