НАШ ЦИТАТНИК: «Мы оцениваем за последние полгода сокращение «матрасно-подушечных» денег примерно на 20%. Люди все несут на депозиты, что не может не радовать. Это, конечно, позволит экономике активнее использовать ресурсы, ну и людям зарабатывать...» Герман Греф

10 декабря, 14:28

Валентина Суднишникова: «Как сделать компанию цифровой и не сойти с ума?»

22 ноября 2022 в 08:43

Еще лет 5–7 назад к внедрению IT-решений относились скептически, а сегодня, кого ни спроси, все говорят об оцифровке, автоматизации и диджитал-трансформации. Причем обычно говорят как о синонимах. И при этом обязательно добавляют, что они уже хорошо оцифрованы. Валентина Суднишникова, основатель AlertGroup IT-company, делится своим мнением с читателями NSP.RU о том, нужно ли застройщикам идти в «цифру».

Суднишникова Валентина, СЕО и основатель AlertGroup IT-company и ALLIO
Суднишникова Валентина
СЕО и основатель AlertGroup IT-company и
ALLIO — self-set ERP для коммерческого блока застройщика

Не будем углубляться в то, что невозможно оцифроваться раз и навсегда. Это тема для отдельного размышления. Поговорим лучше о том, что на самом деле представляет собой переход в диджитал и нужен ли он девелоперу, с чего его начать и когда можно с уверенностью сказать, что компания успешно прошла и оцифровку, и автоматизацию, и диджитал-трансформацию.

Вопреки расхожему мнению, все это не разные названия одного и того же процесса, а разные стадии взросления цифровой стратегии компании. Понимать разницу между ними для современного учредителя компании – все равно что знать азбуку. Это базовые знания, которые уже сами по себе подсказывают, что необходимо предпринять для перехода на новый уровень. 

  • Оцифровка – процесс перевода архивной информации с условного бумажного носителя в цифровой. Например, девелопер успешно оцифрован, когда все-все проведенные сделки хранятся в цифре и перестали существовать только на бумаге.  

  • Автоматизация/Цифровизация – перевод каждого отдельного процесса внутри компании с ручного формата в автоматический. В первую очередь трудоемких рутинных задач, выполнение которых автоматика существенно ускорит и исключит ошибки человеческого фактора. Для девелопера этап автоматизации можно считать завершенным, когда данные по сделке вводятся всего один раз, чтобы далее они заполнялись и агрегировались в аналитику без участия сотрудников. Также на этом этапе появляется сквозная аналитика по объекту, real-time обмен данными между отделами и т. д.  

  • Диджитал-трансформация – полноценная бизнес-реформа, когда компания фактически переизобретает себя и окончательно превращается в цифровой проект. Первый шаг в этом направлении для девелопера – полный переход на работу без офисов продаж. Однажды мы придем к тому, что покупка квартиры требует общения разве что с интеллектуальным помощником вместо целой армии из менеджеров ОП, специалиста по показам, юриста, ипотечного брокера, менеджера отдела передачи и т. д.  

Цифровизация для застройщиков  

На первый взгляд цифровые инструменты давно вошли в рабочие процессы застройщиков, и планы их внедрения и разработки построены на годы вперед. Девелоперы уже несколько лет пользуются цифровыми шахматками, выгружают информацию о квартирах в агрегаторы и хранят документы в Word и Excel, а не на стеллажах кипами бумаг. Но параллельно с этим продолжают процветать убеждения: «Аналитик стоит дешевле», «Я доверяю только своим сотрудникам», «Всегда так работали, зачем что-то менять»... И, конечно, все еще остается вопрос: а нужно ли вообще девелопменту идти в «цифру»? Ведь ручное управление все еще работает, да и квартира остается значимой покупкой, которую хотят совершать лично.

На самом деле честный ответ здесь только один: других вариантов просто нет. Цифровая эпоха пришла и никуда не уйдет, так что нам остается либо идти в ногу со временем, либо уйти с дороги на обочину истории. Последние лет 10 на слуху только цифровые компании. Именно в их офисы ездят на экскурсии, к ним мечтают попасть на стажировку, книги их основателей читают, чтобы подражать и понять секрет успеха. Может ли застройщик тоже быть одной из них или работа и дальше будет идти по старым правилам – руками? 

 Что должен знать директор компании о цифровизации?  

Путь к успешной цифровизации всегда начинается с головы, то есть с СЕО. И одного желания или поставленной задачи недостаточно. Руководитель компании должен на своем уровне разбираться в цифровизации (как и в маркетинге, в продажах или производстве). Переложить решения на директора по IT не получится, потому что диджитал-трансформация затрагивает 4 стратегических элемента:

  • Цифровой продукт / бизнес-модель  
  • Цифровой способ взаимодействия с рынком  
  • Цифровые внутренние активы и организация труда 
  • Цифровая корпоративная культура  

Взять процесс на себя должен директор по цифровизации – человек бизнеса, который заинтересован в росте эффективности компании. Его решениями будет руководить четкое понимание, на каком этапе цифровой стратегии находится компания, какие бизнес-единицы требуют внимания и какими IT-инструментами можно закрыть существующую потребность. Цифровизацию не могут направлять эмоции, которые кричат: «Мы все разработаем сами!» – потому что на самом деле это означает: «Мы не знаем, куда идем, но идем прямо сейчас!» И вовсе необязательно разрабатывать решения с нуля. Скорее нужно умело сочетать уже готовые IT-решения с самостоятельной реализацией недостающих частей.  

 Амбиции и реальность цифровизации  

Российский девелопмент, к сожалению, одна из сфер, где разрыв между амбициями и реальным положением дел очень высок. Большая часть компаний находится на стадии поздней оцифровки / ранней автоматизации. И пока оцифрованные сделки не будут храниться в единой базе данных, а отделы не начнут работать в единой системе, качественного движения вперед не произойдет.

Когда компания понимает, в какую сторону ей жить и расти, это сразу ускоряет ее развитие. В то время как незнание этапов цифрового становления приводит к хаосу и бессистемности в принятии решений. В итоге принятые решения не поддерживают стратегию компании или даже противоречат ей. Инвестиции в собственную разработку – один из очень показательных примеров. Зачастую стремление сохранить давно разработанные самописные элементы (потому что от них жаль отказываться) противоречит планам по использованию новых инструментов продаж. А все вместе приводит к замедлению развития компании и к необоснованно высоким затратам на IT.

Переходить на более современные решения придется все равно. Просто потом это будет еще дороже.

Материал подготовлен компанией AlertGroup