НАШ ЦИТАТНИК: «Чтобы в комплексном проекте ИЖС начал сказываться эффект масштаба и были оправданы затраты на "социалку", в нем должно быть не менее 1-1,5 тысячи домовладений. Чтобы реализовать такой объем, нужны десятилетия. Или придется уходить в демпинг...» Максим Хансон

20 апреля, 19:08

Торговая недвижимость Петербурга подешевела, но постепенно набирает новых арендаторов

7 февраля 2023 в 13:45

Доля свободных площадей в районных торговых центрах Петербурга снизилась до 8,9%, а в объектах стрит-ритейла – до 8,4%, такие данные приводит консалтинговая компания NF Group.

Фото: NSP.RU

По оценкам консультантов, по итогам 2022 года стабильный трафик посетителей сохраняли только районные торговые центры. При этом доля свободных площадей в таких объектах сократилась на 1,1 п.п. – до 8,9%.

Как отмечают в NF Group в Санкт-Петербурге, самый большой объем вакантных площадей зафиксирован в суперрегиональных торговых центрах – около 15,4%. В региональных ТЦ в среднем пустует не более 5,2%. Показатели, впрочем, распределены неравномерно: так, например, в восьми комплексах свободно свыше 20% площадей.

В среднем по рынку торговой недвижимости Петербурга уровень вакантности подрос за год на 6,3 п.п. – до 10,6%. По прогнозам на 2023-й, объем свободного предложения может увеличиться еще на 1–3 п.п.

По итогам 2022 года, в качественных торговых центрах Петербурга (в отчете экспертов фигурирует 55 объектов) оставались закрытыми магазины 28 международных брендов из десяти стран – они занимают 62 тыс. кв. м.

В сегменте одежды и аксессуаров, отмечают в NF Group, количество открытий магазинов (36%) превысило количество закрытий (32%). Положительная динамика открытий характерна и для магазинов обуви. А вот новых точек с товарами для детей и для дома открылось за год гораздо меньше, чем закрылось.

Из кинотеатров закрылись в 2022 году «Мираж Синема» в ТЦ «Международный» и ТЦ «Атлантик-Сити», а также «Кинопарк» в ТЦ Green Park (доля кино в целом составляет 6,2% в общем объеме площадей в ТЦ).

Тем не менее активность трафика в торговых центрах Петербурга начала восстанавливаться. По оценкам «1С-Рарус», как отмечает «Коммерсантъ», посещаемость петербургских ТЦ за январь 2023 года выросла на 8%. Хотя до допандемийных показателей еще далеко. По расчетам Mall Index от Focus Technologies, уровень посещаемости торговых объектов все еще на 29% меньше, чем в начале 2020 года.

Доля свободных площадей в сегменте стрит-ритейла Петербурга также немного уменьшилась – в среднем до 8,4%, подсчитали в NF Group. При этом за год в основных торговых коридорах города было открыто на 17% больше точек, чем закрыто (лидирует тут по-прежнему общепит).

По оценкам консультантов, доля свободных площадей на Невском проспекте не превышает 8% (но если брать только Старо-Невскую часть, то там вакантность повыше – 11,1%). Меньше всего свободных «встроек» наблюдается на ул. Белинского, Владимирском и Загородном проспектах.

В спальных районах преобладают продуктовые магазины – с долей 16%, в центре города большая часть площадей занята кафе и ресторанами – от 30–40% и выше. По прогнозам, арендные ставки в этом году сохранятся на прежнем уровне, а вот индексация по действующим договорам аренды может снизиться – до 3–4% (обычно это 5–6%).

Как отмечают в компании KNRU, выбор торговых помещений в листингах предложения к началу февраля 2023-го сократился на 3%. В целом с марта прошлого года арендные ставки на объекты стрит-ритейла снизились примерно на 7%. Самыми дорогими районами остаются Центральный и Петроградский, а самыми дешевыми – Красносельский и Курортный.