НАШ ЦИТАТНИК: «Если не будет нового шторма, возможно, в 2024-м на рынке недвижимости появится тренд на восстановление..» Борис Мошенский

29 ноября, 08:33
28 мая 2019 в 12:05

Сверхконцентрация сетей

Петербург стал лидером в России по концентрации продуктовых торговых сетей. Их доля достигла 91%. Об этом сегодня рассказал глава Санкт-Петербургского УФАС России Вадим Владимиров.

По итогам 2018-го Петербург стал лидером в России по концентрации продуктовых торговых сетей. Их доля достигла 91%. Об этом сегодня рассказал глава Санкт-Петербургского УФАС России Вадим Владимиров.

С заметным отрывом лидирует X5 Retail Group (развивает сети «Пятёрочка», «Перекрёсток», «Карусель» и «Перекрёсток Экспресс»). Её доля превысила нормативные ограничения антимонопольного законодательства в 25% и достигла 27,03% рынка. Холдинг нарастил присутствие в Петербурге, купив 60 точек сети «Полушка» и супермаркетов «О’Кей-экспресс».

Как пояснил Вадим Владимиров, доли ритейлеров высчитываются исходя из данных «Петростата», который обычно предоставляет информацию за истекший год в первом квартале следующего. «Если сделка по покупке «Полушки» была закрыта в 2018-м, то и ради бога. А если после, мы потребуем закрыть часть магазинов, приобретённых в этом году. Сейчас как раз мы проверяем эту информацию. Мы пытаемся поддерживать малый бизнес, но сети наступают, и это – мировая тенденция. Магазины шаговой доступности, конечно, жалко», – констатирует г-н Владимиров.  

Ведомство инициировало поправки в Кодекс об административных правонарушениях. Суть в том, чтобы на сайте каждого крупного сетевика была в открытом доступе информация об условиях поставки (приёмки) продукции. Это делается, чтобы поставщики имели равные возможности входа на рынок. Если таких сведений не будет, ритейлеров накажут. Однако это случится не раньше чем через год-полтора, считает глава региональной антимонопольной службы.

Врио заместителя руководителя Санкт-Петербургского УФАС Марина Никитина поведала  историю, когда по жалобе граждан была закрыта точка общепита в Приморском районе. Предприниматель купил у японцев франшизу и открыл кафе японской кухни. Вывеска была на двух языках: иероглифы и кириллица. На русском фирменное название звучало совсем непристойно: «ЁбидаЁби». Ведомство потребовало убрать вывеску, предприниматель не стал сопротивляться, закрыл свою точку и даже извинился перед ведомством, говорит Марина Никитина.

По итогам 2018-го в пятёрке городских лидеров среди торговых сетей: X5 Retail Group, доля которой выросла с 23,86% (2017-й) до 27,03% (2018 год), «Лента» (13,72%), «О’Кей» (10,96%), ТД «Интерторг» (10,36%) и «Дикси» (7,09%).

Продолжает терять позиции «Призма», доля которой снизилась с 3,01 (в 2015-м) до 1,88% (в 2018-м) и «Ашан» – с 3,78 до 1,83% соответственно. Полностью ушла с рынка финская сеть «К-Руока», уступив свои магазины «Ленте». Доли остальных сетей практически не изменились за последние годы.