2 мая, 13:11

Оксана Моисеева: «Более 60% бизнеса внутри наших жилых районов работает по франшизе»

1 августа 2023 в 06:00

Отрасль франчайзинга постепенно завоевывает рынок Петербурга, ежегодно тысячи предпринимателей хотят купить бизнес по франшизе. По данным портала TopFranchise.ru, среди запросов лидируют: кофейни, пекарни, магазины, пункты выдачи заказов, отделения лабораторной диагностики и пр. Всем этим бизнесам нужны помещения, предложение которых пополняется в основном за счет новых жилых комплексов.
Однако пока не все девелоперы жилья видят перспективу франчайзингового направления. Тем не менее столичная ГК «А101» открыла даже «магазин франшиз».

День строителя 2023-Стройка выше обстоятельств-проект NSP.RU

Специальная праздничная номинация: 
«КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД» 


О том, зачем это нужно застройщику, рассказывает Оксана Моисеева, заместитель коммерческого директора по коммерческой недвижимости ГК «А101».

Моисеева Оксана
заместитель коммерческого директора по коммерческой недвижимости
ГК «А101»

 Расскажите про «магазин франшиз». Зачем вы его создали и чем он помогает девелоперскому бизнесу? 
– ГК «А101» первой на российском рынке применила модель трехстороннего взаимодействия «франчайзер–девелопер–фран­чайзи». Для девелопера важно создание качественной инфраструктуры внутри района, так как мы проектируем и продаем жизнь, а не метры в бетоне. Какую нам дает возможность предварительный акцепт франшизы? Это одобрение коммерческих активов в наших жилых районах под конкретные функции и бренды. То есть фактически мы уже можем анонсировать жителям, какой именно магазин или сервис откроется у них на первом этаже.  
Для инвестора, который приобретает коммерческую недвижимость, явный плюс этой схемы в том, что четко обозначен потенциал арендатора (который уже рассматривает это помещение). Причем могут рассматриваться несколько франшиз, для которых помещение подходит по техническим характеристикам. Тем самым ускоряется сделка у франчайзера по продаже франшизы; у девелопера – по заполнению помещения; а житель уже получает комфортную среду. Win-win-эффект. Именно для этого девелоперу нужны франшизы, потому что сегодня такие арендаторы – ключевые. Более 60% бизнеса внутри наших жилых районов работает по франшизе. 

 Речь о малом бизнесе на первых этажах ваших домов? 
– Да, хотя речь не только о нем. Мы всегда воспринимаем франчайзинг как что-то маленькое. Но на самом деле, например, Х5 retail также продает свои франшизы, и «Пятерочка» иногда работает в жилом районе по франшизе. Хотя у Х5 retail в этом вопросе точечный подход и достаточно дорогая франшиза. 
Базовый пул арендаторов, которые работают по франчайзингу, это и есть тот самый малый и средний бизнес. 

 Какую задачу решает сервис «магазин франшиз»? 
– В нем можно посмотреть помещение с уже одобренной франшизой. Если вы самостоятельно покупаете какую-либо франшизу, ее владелец даст вам техническое задание, по которому вы достаточно долго (иногда до шести месяцев) будете подбирать актив. Потом нужно будет его акцептовать, то есть одобрить у владельца франшизы, и только затем выходить на сделку. За это время вы можете потерять объект, который рассматривали. Магазин франшиз позволяет приобрести франшизу с уже одобренным помещением. ГК «А101» сама подобрала и проверила все параметры, и хоть сегодня можно подписать договор и открывать бизнес в помещении. Это очень сильно сокращает цикл покупки франшизы и ускоряет развитие инфраструктуры в районе. 

 В магазине франшиз есть помещения других девелоперов или только ваши? 
– Только наши помещения. Вы заходите, видите 100 кв. м, и там перечислено: данное помещение одобрено, например, барбершопом и пекарней. Вы видите этот список и понимаете, какую франшизу можно сразу купить пакетным решением, не тратя дополнительные ресурсы и время. Мы опробовали этот опыт в Москве, и наш подход к управлению будет интегрирован в Петербурге. 

 Вы как-то ограничиваете функции франчайзеров, которые к вам приходят? 
– Управлять функцией на законодательном уровне сегодня невозможно, как и закрепить ее. Когда один собственник, собравший пул самостоятельных арендаторов, продает его как готовый арендный бизнес, может быть и ротация арендаторов. 
По сути это трудоемкая работа, связанная скорее с культурой предпринимательства. 
Чтобы эта культура и новая среда создавались, необходимо давать инструменты управления: это обучение предпринимателя на территории, возможность выбора франшизы и продуктовая концепция, которую мы формируем еще на стадии разработки мастер-плана. Тогда мы закладываем технические характеристики для общепита, супермаркетов, физкультурно-оздоровительных комплексов, медицинских и детских образовательных учреждений. А затем учитываем их при разработке и проектировании наших домов. Остальные объекты четко не привязаны к конкретным технологиям и подходят под большое количество сопутствующих бизнесов. Также мы можем влиять на функционал помещений, привлекая на территорию интересных нам арендаторов силами собственного отдела аренды. 

 В какой период к вам обращаются продавцы франшизы? 
– Сегодня мы с ними работаем уже на этапе разработки проектов, при формировании продуктовой концепции. Мы учитываем их компетенции в профильном для них бизнесе. Например, поменялись СНиПы, и теперь детские образовательные учреждения с лицензией и медицинские клиники не могут открываться над паркингом. Обмен опытом, знаниями и компетенцией узкопрофильных операторов, в том числе владельцев франшиз, помогает нам более качественно делать продукт. 

 Вы видите разницу между московским и петербургским рынками недвижимости? Вдруг здесь по-другому воспримут это предложение… 
– Если честно, мы видим больше сходств, чем различий. Оба города проходят через агломерационные процессы и активное развитие. Это хорошо заметно по Новой Москве и Ленобласти. При этом развитие происходит по тем же принципам комплексного освоения крупных территорий, в частности, формирования локаций и соединения их транспортной сетью. Разве что скорость прохождения всех этих процессов в петербургской агломерации несколько ниже. 

 А если говорить непосредственно о коммерческих помещениях. В чем основные отличия от столицы? 
– Во-первых, в Петербурге спрос ориентирован на более компактные площади, чем в Москве. Если средний лот в Северной столице составляет порядка 50–70 кв. м, то в Москве – около 100 метров. Кроме того, мы видим запрос на локальные франшизы. Это тот бизнес, который еще не пришел в Москву, а развивается внутри региона. Петербург очень «крафтовый», самобытный, у него есть свои интересные франшизы. Он, пожалуй, сильнее Москвы по общепиту, кофейням, каким-то концептуальным форматам (новым для столицы). Более того, сети из Петербурга выходят сегодня на рынок Москвы, потому что москвичи хотят этого «крафта». 


Реклама / ГК «А101» / www.a101.ru

erid: Kra23utnm