Анатолий Клинков: «Активное создание рабочих мест требует доработки механизма эскроу на рынке строительства»
Проекты коммерческой недвижимости с большим количеством мест приложения труда (МПТ) будут более привлекательны для девелоперов, если удастся доработать механизм эскроу-кредитования для подобных строек, считает директор по взаимодействию с инвесторами ГК «А101» Анатолий Клинков.
Клинков Анатолий
ГК «А101»
Промышленный хаб, офисный центр или технопарк – это, как правило, сложный проект с долгим сроком окупаемости. При этом привлечение целевого кредита сильно затруднено: коммерческие объекты требуют от девелопера значительной доли собственного участия, а также средств на оплату процентных платежей на период строительства. При этом в условиях модели эскроу-кредитования собственной ликвидности крайне мало.
Сейчас включить финансирование создания объектов МПТ в эскроу-кредиты нельзя – лимит кредитования на одного заемщика по нормативу Н6 нередко вынуждает девелоперов привлекать кредиты даже на жилые комплексы из разных банков. Еще сложнее – распределить финансирование затратного проекта между разными банками.
Весьма непросто объяснить банку, в какой части ему финансировать проект, который находится за пределами жилого комплекса, и как контролировать использование средств. Кроме того, прогнозируемого дохода девелопера после раскрытия эскроу-счетов от одной части жилого комплекса, скорее всего, не хватит для обеспечения лимита на строительство объекта МПТ целиком.
Поэтому сейчас с банками можно обсуждать только косвенные кредиты в рамках текущих линий, отдельную кредитную линию под залог будущей прибыли текущих проектов или кредит под залог всего проекта.
Механизма, который бы позволил упростить подход в целом, на сегодняшний день не существует. Представляется целесообразным разработка способов привлечения девелоперами кредитов из банков, с которыми они сотрудничают в рамках жилых проектов, – например, путем корректировки лимита Н6 на объем средств на эскроу-счетах. Это могло бы значительно облегчить девелоперам доступ к средствам на строительство объектов нужной городу инфраструктуры.