НАШ ЦИТАТНИК: «После 1 июля, если покупатель жилья не работает в IT и не может претендовать на семейную ипотеку, условия будут существенно отличаться. Не стоит рассчитывать на снижение цен на новостройки, на новые льготные программы, на низкую ключевую ставку...» Екатерина Немченко

4 мая, 04:05

Новых намывов в Генплане Петербурга не предусмотрено

Законопроект о новом Генеральном плане развития Петербурга принят Законодательным собранием в первом чтении. Депутаты пообещали много поправок ко второму.

Фото: NSP.RU

Документ представлял вице-губернатор Николай Линченко. По его словам, развитие города будет идти за счет незастроенных территорий в основном в пригородных районах – Колпинский, Кронштадтский, Курортный, Приморский, Петродворцовый и Пушкинский. А также уже застроенных территорий с большой степенью амортизации застройки и утративших первоначальную функцию – здесь требуется регенерация городской среды. 

Для сбалансированного развития Смольный решил отказаться от перепрофилирования территорий «серого пояса» исключительно в жилые зоны. В составе промышленных зон разрешат размещение научных, научно-производственных и образовательных учреждений, в расчете на создание высокотехнологичных производств, технопарков, объектов среднего профессионального образования и т. д. Промышленные зоны, как правило, обеспечены транспортом и инженерией, приближены к местам проживания населения, имеют потенциал для восстановления и модернизации производственных функций. В итоге площадь промышленных зон в новом Генплане увеличилась на 630 га. Также производственные и логистические предприятия можно будет размещать не только в промзонах, но и в зонах инженерной и транспортной инфраструктуры (ТИ), например, Бронка или Большой порт.  

Все на юг 

По прогнозам, к 2040 году число жителей города превысит 6,5 млн человек. Объем жилищного строительства составит около 67 млн кв. м, что в целом соотносится с согласованным с Минстроем ежегодным объемом ввода – около 3,2 млн кв. м. Жилье будет занимать 20% площади города, а сейчас – 23%. Уменьшение связано с увеличением зоны транспортной инфраструктуры и исключением из жилых территорий садоводств и огородничеств, которые отнесли к зонам сельскохозяйственного использования. Около 65% нового жилья появится на незастроенных территориях, 12% – в зонах преобразования жилых территорий и 22% – нежилых. Основной объем придется на Пушкинский (23%), а также Приморский и Московский районы.

Что касается проектов реновации «хрущевок», то эти кварталы в Генплане отнесены к среднеэтажной застройке – пять–восемь этажей. Хотя раньше планировалось разрешить высотную застройку – более девяти этажей.

Появилась и новая функциональная зона смешанной общественно деловой застройки. Такая установлена в северной части намыва на Васильевском острове (102 га) и в северной части острова Котлин (78 га). 

Рекреационная зона Р1 изменилась – в ее границах можно будет размещать не только объекты рекреации, санаторно-курортного и спортивного отдыха, но и объектов дачного садового назначения. В первую очередь в этой зоне должны развиваться направления оздоровления, загородного отдыха и спортивной инфраструктуры.

Смольный не планирует также создавать новые территории в Невской губе, за исключением уже имеющихся в Генплане намывов в районе Сестрорецка и на Васильевском острове. 

Перспективная инфраструктура 

В проекте Генплана есть высокоскоростная железная дорога из Москвы в Петербург (для которой предполагается снос зданий рядом с Московским вокзалом и перенос части движения электричек на новую станцию «Волковская», которая должна появиться на месте существующей одноименной грузовой станции). Николай Линченко также подтвердил планы по строительству продолжения линии метро в сторону города-спутника Южный с подключением жилых кварталов Шушар. Он добавил, что на метрополитен приходится 50% пассажирских перевозок Петербурга.

Предусмотрено также развитие системы вылетных магистралей (это дороги без светофоров, на которых разрешено движение с повышенной скоростью). Например, такой магистралью может стать Пискаревский проспект. В проекте Генплана остался и Орловский тоннель, и четыре новых моста через Неву.

Общая длина трамвайных линий должна увеличиться с 228,7 до 471,9 км, метрополитена – со 133,3 до 340,1 км, а количество станций метро должно по плану вырасти до 204 (сейчас их 84). На практике сроки строительства любых объектов, обозначенных в Генплане, могут корректироваться и переноситься, а сам документ – меняться.

Что касается развития инженерной инфраструктуры, то город планирует поэтапное освобождение от воздушных линий электропередачи и электроподстанций в открытом исполнении, создать 37 новых подстанций 110 кВ, более 400 км новых линий (в том числе с учетом перевода воздушных линий в кабельное исполнение), 22 новых источника тепловой энергии (свыше 50 Гкал в час). Также планируется вынос за пределы города инфраструктуры магистральных газопроводов (например, ГРС «Сестрорецк» и «Конная Лахта»),  создание новой единой городской системы газораспределения высокого давления, завершение строительства водопроводных очистных сооружений в поселке Молодежное и ВОЗ «Дюны» («Ржавая канава»), вторая очередь Юго-Западных очистных сооружений и система транспортировки на них сточных вод из Петергофа, канализационный коллектор от Колпино до Пушкина и т. д.

Площадь рекреационных зон к расчетному сроку Генплана составит 42,5 тыс. га – 29,4% от площади города. Предусмотрено размещение более 1500 га ЗНОП регионального значения. Так, отказ от жилищного строительства на окраине Колпинского района позволил сохранить 580 га леса. Еще 300 га «зелени» предусмотрено в районе Кузьминского водохранилища, 250 га – на неиспользуемых сельхозземлях Пушкинского района. Также в ходе подготовки Генплана многим владельцам рекреационных земель отказали в их переводе в иные зоны.  

По взаимному согласию  

Также Генплан готовился с учетом развития Ленобласти – зона взаимовлияния это 5 км от границ города. Здесь предусмотрены общие для двух регионов объекты инженерно-транспортной инфраструктуры. Предусмотрено также развитие объединенной транспортной системы и создание лесопаркового зеленого пояса на территории Ленобласти. 

Острых вопросов вице-губернатору депутаты не задали, а некоторые спрашивали о том, что в докладе и так уже прозвучало – не слушали чиновника или в проект Генплана не заглядывали. Борис Вишневский интересовался, почему отказались остановить намыв на Васильевском острове, а уже появившиеся земли перевести под рекреацию. 

Николай Линченко отметил, что эти территории появились на законных основаниях, но пообещал, что на них не будет таких проблем с социальной, транспортной и инженерной инфраструктурой, как в южной части намыва. Также его просили организовать встречу с жителями Дачного проспекта, где планируется новый съезд с КАД с неоднозначным проектным решением. 

Рассказали о бедственном положении жителей Гражданки – из-за огромных объемов строительства в Мурино, Буграх и Девяткино утром на станции метро «Гражданский проспект» уже не войти в вагон. Нужна новая ветка метро и продолжение существующих, чего в Генплане не предусмотрено. Чиновники заявили, что метро в перспективе будет, а скоро появится скоростной трамвай. Кроме того, запускается тактовое движение на железнодорожной ветке через станцию «Девяткино». 

В целом обсуждение такого важного документа прошло довольно спокойно, но на поправки дали всего девять дней, хотя некоторые депутаты заявили, что предложат несколько принципиальных изменений.