НАШ ЦИТАТНИК: «Отмена льготной ипотеки стимулирует спрос на апартаменты, так как привлекательность квартир для инвесторов снизится. Если раньше люди покупали квартиру «под сдачу», используя льготную ипотеку, теперь они станут рассматривать другие варианты...» Евгений Тихоненко

24 июля, 18:26

Студенческим стартапам нужны наставники

2 июля в 08:30

В России создается экосистема студенческого предпринимательства, которая должна помочь развитию и реализации университетских стартапов. Однако есть проблема: студентам нужно обозначить конкретные задачи, над которыми им предстоит работать.

Фото: NSP.RU

Способы финансирования новых разработок, в том числе вузами, обсудили на совещании, организованном Консорциумом строительной отрасли СЗФО. Развитием студенческого предпринимательства должны заниматься все вузы, чтобы студенческие проекты генерировали новые идеи и продукты, необходимые отрасли. Однако для этого надо изменить продуктовый подход к проектной деятельности студентов. 

В какую сторону креативить? 

«Студенты должны не фантазировать, а знать и понимать рынок, разбираться, что именно нужно отрасли, какие инженерные задачи надо решать, какие новые строительные материалы необходимы, а какие нужны в рамках импортозамещения. Для этого есть различные образовательные акселерационные программы для развития предпринимательских компетенций студентов. Их учат узнавать рынок, целевую аудиторию, учат маркетингу и другим инструментам для вывода своего продукта на рынок. Проводятся встречи с отраслевым бизнес-сообществом. Студенты объединяются, как правило, в междисциплинарные команды. Пока мы получили только первый опыт – нельзя сказать, что программы получились знаковыми и достигли больших успехов, но они и начинались в инициативном порядке, то есть это гипотезы самих студентов», – говорит начальник управления студенческого предпринимательства и карьеры СПбГАСУ Марина Малютина. 

Она уверена, что студентам вполне можно доверить задачи, для которых у профессионалов нет времени. Для этого формулируется проблематика, формируется команда и программа ее работы. Основной механизм запуска этой деятельности – прямая связь с рынком, с отраслевыми партнерами. А вот когда проекты дорастут до определенной стадии, тогда потребуются и инвестиции. 

«Есть много федеральных программ поддержки студенческих стартапов. Но не хватает идей, которые должна сформулировать отрасль. Нужно устраивать сессии с участниками рынка для их генерации. Не хватает и экспертов, которые оценят проекты студенческих групп. Это должны быть профессионалы отрасли. Нужны трекеры – люди, которые сопровождают проект, ведут его по этапам, не дают зайти в тупик. Их надо или растить, или привлекать из числа действующих предпринимателей», – уверена Марина Малютина. 

Студент-всезнайка 

Генеральный директор компании «ДААФ» и менеджер проектов стартап-студии СПбГУВМ Денис Антонов подтвердил, что нужность стартапа – самая важная проблема: «Требуется изначальная заточенность под рынок, под реализацию проекта. Второй вопрос – кадровый. Студенты еще молодые и зеленые, а акселерационные программы стараются сделать из них стартаперов, которые умеют все: придумать, создать, продать, быть операционистом, маркетологом, разработчиком и т. д. Это большая нагрузка на команду, и студенты начинают разбегаться. Логичнее привлекать внешних специалистов, например, для продаж». 

С ним согласна и председатель совета директоров Завода по переработке пластмасс имени "Комсомольской правды» Татьяна Логинова: «Нужны именно межвузовские акселераторы, кросс-функциональные группы из разных профильных вузов: финансист, маркетолог, химик и т. д. Если вся команда из одного вуза, то шансов у нее нет. Кроме того, предпринимательские аспекты не должны касаться студентов. Случаи, когда студент сразу стал бизнесменом, единичны. Правильно оценить все риски могут только взрослые профессионалы рынка». 

Председатель молодежного правительства Ленобласти Николай Вакула поделился своим опытом привлечения грантов из федеральных фондов: «Моей команде удалось получить именно под проекты строительной отрасли не менее 20 млн рублей. Это социально значимые и социально-культурные проекты. Получали гранты те, у кого был детализированный план и обоснованный бюджет. Помогает также поддержка какой-то известной личности, значимого представителя рынка. Важен и медийный эффект: если проект широко известен, то у него больше шансов. Плюс сама идея, конечно, должна быть актуальной и инновационной. Не надо бояться участия в конкурсах, надо обращаться за поддержкой в фонды, к чиновникам, среди которых много тех, кто готов поддержать такие проекты, но к ним просто боятся идти». 

Советник председателя комитета по строительству Петербурга Елена Чеготова предложила и конкретную тему для стартапа: «Сейчас идет переосмысление института реновации территорий. Нужна помощь в BI-аналитике (Business Intelligence – анализ данных, получаемых в процессе работы компании) и создании нормативных баз для программ комплексного развития территорий. Чтобы понять, что именно можно создать в квартале, необходимо проанализировать большие объемы различных данных, и этот процесс надо автоматизировать. Нужно понять, где люди ходят, где нужна «социалка», где остановка, запросить данные от экологов, от сотовых операторов, проанализировать градостроительное законодательство, наложить все это на карту и т. д. Есть даже потенциальный инвестор, который готов вложиться в такой работающий стартап».