Убрать самокаты и другие средства индивидуальной мобильности будет затруднительно, уверены транспортные эксперты
Глава комиссии по транспорту Законодательного собрания Петербурга Алексей Цивилев выступил с резкой критикой кикшеринговых компаний по аренде электросамокатов. NSP.RU обсудила озвученные депутатом проблемы с транспортным экспертом, членом ассоциации «Пошли-поехали» Александром Кожановым.

Глава комиссии по транспорту городского парламента Алексей Цивилев выступил против электросамокатов в интервью "НТВ" (программа "Место встречи"). По его словам, кикшеринговые компании в 2024 году получили прибыль в 31 миллиард рублей, поэтому они должны, как минимум, вложиться в развитие инфраструктуры регионов.
Петербургский депутат также эмоционально назвал "шабашем" недавнюю отраслевую конференцию по вопросам микромобильного транспорта, а обсуждая затем ситуацию с читателями в своем телеграм-канале, привел данные по авариям с участием средств индивидуальной мобильности (СИМ). Так, в 2024 году в России в таких ДТП погибли 54 человека, в 2023 – 43. Более 90% погибших – водители средств индивидуальной мобильности (СИМ). "А что же электросамокаты, в том числе кикшеринговые? <...> Дайте нам инфраструктуру, мы все возьмем! Забыли только рассказать, где же мы будем ее создавать", – добавил г-н Цивилев.
Проблема с арендой электросамокатов действительно актуальна: жители города жалуются на то, что стало некомфортно ходить по тротуарам, а в 2024 году инициативная группа даже попыталась провести референдум о запрете этих устройств.
Смольный со своей стороны предпринимает шаги: ведет систематические переговоры с владельцами кикшеринговых компаний. Зампредседателя комитета потранспорту Михаил Казаков уточнил, выступая на конференции «Съезд на СИМ», что новое соглашение между городом и кикшеринговыми компаниями включает обязательную приостановку услуги аренды СИМ в непогоду и необходимость обустройства в Петербурге упорядоченных парковок для самокатов.
Мнение эксперта

Кожанов Александр
NSP.RU обсудила ситуацию вокруг развития самокатов и кикшеринга с членом ассоциации «Пошли-поехали» Александром Кожановым.
– Должны ли кикшеринговые компании вкладываться в инфрастрктуру для СИМ? Ведь в Петербурге многие пользуются частными СИМ и велосипедами.
– Сервисы проката (шеринги) неоднократно заявляли, что готовы вкладываться в инфраструктуру – сверх тех налоговых отчислений, которые они вносят в государственный бюджет, – но они не могут самовольно ставить парковки где захотят. Место для парковок можно найти практически всегда. С постами зарядки вопрос сложнее, тут нужно не только место, но и электрические мощности, и усиленная пожарная охрана, а это уже другие ведомства.
– Есть ли сложности с поиском места для инфраструктуры?
– На практике есть такие решения как сезонные выделенные полосы, выделение в улично-дорожной сети участков со сниженной скоростью движения (скоростные ограничения, велосипедные зоны) для перенаправления туда тихоходных транспортных средств и СИМ. Оплачиваться это должно из городских бюджетов, формируемых из налогов со всего населения города, как и всё остальное дорожное строительство. Введение софинансирования в данном случае может осуществляться только при одновременном введении такового для сервисов автошеринга и такси, а также служб доставки (использование общего городского имущества в коммерческих целях).
– Если убрать или запретить электросамокаты, то как это скажется на перераспределении трафика? Как будут передвигаться люди, которые сейчас выбирают СИМ?
– "Убрать" самокаты и СИМ будет крайне затруднительно. Это очень удобный вариант перемещений, снижающий нагрузку на улично-дорожную сеть, если на СИМ пересаживается автомобилист. За счет меньших габаритов, динамических габаритов и очень высокой маневренности СИМ. Кроме того, выравниваются пассажиропотоки – в час пик можно не паковаться в автобус или троллейбус и быстро доехать в точку назначения. В случае запрета СИМ количество их пользователей просядет (возможно, ненадолго), но одновременно ухудшится безопасность на улицах. В отличие от шерингов, владельцы частных СИМ могут переделывать электросамокаты как угодно, а ловить их практически невозможно.
– Если говорить о ДТП с самокатами, есть ли какие-то изменения? Снижается ли количество аварий в целом?
– В целом, по оценкам нашей Ассоциации, выполнение требований указа президента РФ о снижения аварийности, к сожалению, пока под угрозой срыва. Целевые показатели по снижению аварийности вряд ли будут достигнуты. Вопрос не только в действиях или бездействии органов надзора, но и в отсутствии должной координации с ГАИ и профильными институтами при обсуждении и введении различных мер.
Начинать решение проблем стоило бы с выделения наиболее явных категорий нарушителей, с последующим исключением самой возможности нарушений. Например, я как водитель, велосипедист, самокатчик и пешеход, могу сказать, что очень много проблем исходит от курьеров служб доставки. Но "проблемные" курьеры вообще-то ездят не на СИМ или велосипедах, а на самых настоящих мопедах
Соответственно, вопрос вообще не должен рассматриваться в ключе СИМ. Но депутаты упорно просят Москву ввести в ПДД термин "электровелосипед", вместо того чтобы попросить Минтранс и ГАИ ужесточить сертификацию транспортных средств с электромотором и ограничить продажу мопедов. Остро также стоит вопрос целевого расходования средств. Например, вместо бесполезной во многих случаях "заборизации" деньги можно было бы тратить на увеличение протяженности сети велополос и выделенных полос для маршрутных транспортных средств, заняться снижением нештрафуемого порога превышения скорости.
– Г-н Цивилев назвал отраслевую конференцию, которая прошла недавно в Москве, "шабашем". А вы могли бы рассказать, что там происходило на самом деле?
– На мой взгляд, использование такой риторики неприлично для депутата Законодательного собрания, тем более когда мероприятие проводится при поддержке профильных комитетов Совета Федерации, Государственной Думы РФ и Минтранса России. Одной из основных целей конференции как раз являлся поиск простых и недорогих решений для актуальных проблем, возникающих в связи с все более широким использованием СИМ в городах.
Два главнейших тезиса: это необходимость расширения просветительской деятельности и взаимодействия шеринговых компаний с целью выработки общих нормативов, позволяющих пользователям прокатных СИМ бесконфликтно сосуществовать в городах с пешеходами и автомобилистами.