НАШ ЦИТАТНИК: «Система долевого строительства настроена так, что чем меньше средств на счетах эскроу, тем выше ставка для застройщика. Поэтому мы как антикризисную меру разрешили девелоперам сдвигать чуть вправо срок ввода, чтобы гарантированно достроить дома...» Марат Хуснуллин

18 сентября, 13:02

Депутат Госдумы Александр Аксененко предложил создать единый реестр обманутых заемщиков в сфере ИЖС

Долги заемщиков, обманутых нерадивыми частными подрядчиками, вырастут в несколько раз.

Фото: NSP

В апреле 2025 года в обращении в Следственный комитет депутат Александр Якубовский говорил о 15 тысячах обманутых граждан

В июне на конференции по ключевой ставке глава Банка России Эльвира Набиуллина сообщила, что «около 30 тысяч человек не уложились в указанный строк строительства». В Петербурге и Ленобласти, по данным инициативной группы, насчитывается около 2 тысяч потерпевших в сфере ИЖС. Таких сюжетов много в Подмосковье, Татарстане, Новосибирской области.

Истории типовые. В 2023 и первой половине 2024-го, пока разрешалось использовать льготную ипотеку для ИЖС, граждане заключали с подрядчиками договоры на строительство индивидуальных домов. Затем оказывалось, что дом недостроен или даже не начат, подрядчик «слился»; по условиям договора, льготная ставка (6% или 8%) должна превратиться в рыночную – 23-24%.

В Петербурге руководители подрядных компаний «Летвуд», СК «ЦКС», «Ремстрой», «Вудстоун», СК «МДМ», «СтройИнвест» и других арестованы. Но это никак не влияет на обязательства гражданина перед банком. Потерпевшие остаются без домов и с выросшими в несколько раз долгами по ипотеке…

Депутаты и федеральные чиновники призывают банки-кредиторы реструктурировать такие долги, приостановить взыскания или даже вовсе списать задолженность. Банки отвечают, что юридических оснований для этого нет.

Один из потерпевших выложил в соцсетях ответ Центробанка: «На дату договора подрядчик был аккредитован в банке-кредиторе, на данный момент аккредитация отозвана. Банк России не имеет возможности влиять на стороны по договору подряда и не имеет полномочий, чтобы обязать банки приостановить исполнение обязательств по кредитным договорам или изменять их. И не вправе рассматривать по существу претензии клиентов к кредитным организациям».

Федеральный реестр потерпевших – дело полезное, конечно. Александр Аксененко полагает, что единый перечень поможет обобщить разрозненные данные. Не вполне понятно, как он будет способствовать решению проблемы обманутых заемщиков.