НАШ ЦИТАТНИК: «Благодаря семейной ипотеке миллионы семей обзавелись своим жильем. Но семейная ипотека превращается в столичную. Более половины кредитов приходится на Москву, Петербург, Московскую, Ленинградскую области. Нужно усовершенствовать этот инструмент...» Валентина Матвиенко

24 октября, 14:01

Варшавскому вокзалу в Петербурге присвоен статус объекта культурного наследия

Сегодня в 08:00

Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников Петербурга принял решение включить комплекс построек Варшавского вокзала в государственный реестр как объект культурного наследия регионального уровня.

Фото: kgiop.gov.spb.ru

В новый охранный список вошли сразу несколько значимых сооружений: главное здание вокзала, построенное в середине XIX века в стиле неоренессанс, резервуар-водоем, паровозное депо, а также инструментальный цех рубежа XIX–XX веков. Архитектурное оформление этих построек сочетает кирпичный стиль с декоративными элементами — архивольтами, наличниками, рустовкой и известняковыми вставками. Несмотря на прошедшие десятилетия, фасады сохранили аутентичные черты своей эпохи.

История Варшавского вокзала уходит в 1851 год, когда было издано повеление о строительстве Петербурго-Варшавской железной дороги. Руководили проектом генерал Эдуард Герстфельдт и инженер-генерал Станислав Кербедз, а главным архитектором вокзальных зданий стал академик Ксаверий Скаржинский. Первая очередь строительства на Обводном канале завершилась в 1850-х, позже комплекс расширился — появились товарные склады, мастерские и отдельный сарай для императорских поездов.

К концу XIX века Варшавский вокзал превратился в крупный железнодорожный узел. Однако в XX веке его судьба изменилась. Во время Великой Отечественной войны здание пострадало от обстрелов, но вскоре было восстановлено. В послевоенные годы к вокзалу пристроили новые площади и объединили часть помещений в просторный зал ожидания. К 1960-м изменилось и внутреннее устройство: демонтировали часть путей, а вместо них обустроили железобетонные платформы.

В 2001 году Варшавский вокзал окончательно прекратил работу по своему прямому назначению. Территорию передали под административные и хозяйственные нужды, часть зданий использовалась промышленными предприятиями. В главном здании был обустроен торгово-развлекательный комплекс «Варшавский экспресс», который был закрыт в 2021 году на масштабную реконструкцию, затем там открылся фуд-молл Vokzal 1853.