Рост числа туристов – это скорее благо или причина проблем? Нужно ли нам, по примеру Европы, ограничивать поток желающих полюбоваться Петербургом?
Заканчиваются отпуска, завершается высокий туристический сезон. Кстати: самые популярные города Европы пытаются сократить туристический поток. Своим мнением с NSP поделились Игорь Оноков и Андрей Останин, Екатерина Запорожченко и Николай Пашков.
Рим и Венеция вводят всё новые ограничения; в Барселоне на стенах – граффити: «Tourist Go Home!» Причины: высокие цены для местных жителей; перегруженность популярных мест (а вы давно были в Эрмитаже?); проблемы с безопасностью; экология. У нас пока рост турпотока значится в числе стратегических целей. Чем больше – тем лучше. И мы спросили у наших ньюсмейкеров: Сталкивались ли вы с ограничениями за границей? Рост числа желающих полюбоваться Петербургом – это скорее благо или больше причина неудобств и проблем? Нужно ли нам вводить дополнительное регулирование турпотока – через дополнительные сборы, ограничения на доступ в центр, в знаковые объекты?
Игорь Оноков,
генеральный директор компании «Леонтьевский Мыс»:
– Гостеприимство, дружелюбная и комфортная для туристов среда – это такая же важная часть внешнего имиджа города, как его архитектура, исторические памятники и инфраструктура.
И когда ты встречаешь туристов или к тебе приезжают гости, чтобы полюбоваться городом, испытываешь особое чувство гордости. С ростом турпотока выигрывают и местные жители: это новые поступления в бюджет, новые рестораны, кафе и магазины, развивающаяся инфраструктура. Конечно, во время проведения ЧМ-2018 был определённый дискомфорт из-за ограничений движения транспорта. Но это вопрос скорее к тем, кто отвечал за транспортную логистику.
В регулировании нужно идти не через ограничения и запреты, а через создание доступной и комфортной среды «умного» города будущего. Для этого создавать точки притяжения не только в центре, но и на периферии, развивать транспортную сеть, строить новые дороги и развязки. В конечном счёте, в плюсе будут все, город станет более удобным для жизни.
Надежда Калашникова,
директор по развитию компании «Л1»:
– Чтобы попасть на Мачу-Пикчу в Перу, надо записываться за несколько месяцев на сайте и покупать довольно дорогой билет. Это нормально, когда к историческим ценностям относятся бережно. И неважно, кто может быть источником опасности, иностранец или местный житель. Во всяком случае, для вечности и для истории, если, конечно, забыть про Герострата.
Было время, когда на египетских пирамидах разрешали устраивать пикники, а афинский Акрополь и римский Колизей безнаказанно выносили по камушкам. Времена изменились, и к национальному достоянию в Европе, да и в мире относятся внимательнее. Здесь очень важна продуманная государственная политика. Мы должны показать как можно большему количеству людей, какой у нас прекрасный город, но при этом и ценности наши не должны пострадать, и горожане должны получить какие-то бонусы от туризма. Если рост туристического потока никак не отражается на стремительно ветшающем центре, но создаёт массу неудобств горожанам, это, конечно, тревожит.
Андрей Останин,
коммерческий директор компании «Самолёт Северо-Запад»:
– Много слышал о том, что в разных городах есть какие-то ограничения для туристов, но сам никогда не сталкивался. Мне кажется, это скорее разговоры каких-то недовольных людей, которые не осознают вклад туристов в экономику.
Для Петербурга рост турпотока только на пользу. Всё больше людей узнают, что у нас самый красивый город в мире, и рассказывают другим. Каждый гость тратит у нас деньги. Меня удивляют разговоры о том, что от китайских туристов не чувствуется «финансового эффекта». Как так: они живут в наших отелях, ужинают в наших ресторанах, ходят в наши музеи, покупают наши сувениры, перемещаются на такси и т.д. Даже если всё это в рамках оплаченного заранее, ещё в Китае, тура, эти средства всё равно приходят в нашу экономику.
Кроме того, туризм – это лучший пиар для страны. На мой взгляд, в туристической отрасли, как и в любой другой, не нужно вводить какие-то ограничения. Рынок – лучший регулятор, и, если ему не мешать, сделает он это неплохо.
Екатерина Запорожченко,
коммерческий директор ГК Docklands Development:
– Чтобы попасть в Ватикан, необходимо бронировать билет за 1,5-2 месяца или приобретать на месте у турагентств, но вдвое дороже. Правильно ли это – не знаю, но точно неудобно. К слову, местные перекупщики утилизируют непроданные билеты пачками.
Я много путешествую и могу сказать, что проблема не в туристах и их количестве, а в качестве организации их пребывания. Речь здесь не только о бизнесе и сфере услуг, но и о позиции городской администрации. Вспомните ЧМ-2018 – такого наплыва гостей у нас ещё не было. И местные жители, и туристы тогда отмечали праздничную атмосферу по всему городу. При этом больших проблем, связанных с чистотой и порядком на улицах, безопасностью, практически не возникало.
А в Риме, к примеру, в разгар сезона вас встретят неубранные улицы, даже в туристических местах будет много охотников за наличностью и ценными вещами, передвигаться инвалидам и мамам с колясками очень непросто.
Стоимость билетов в музеи, как правило, ниже для местных жителей. И лучше посещать их в бархатный или низкий сезон. У нас с ребёнком есть абонемент на экскурсии в Эрмитаж – бываем регулярно с сентября по май.
Рост количества туристов в Петербурге приходится как раз на период отпусков и, на мой взгляд, вызывает минимум дискомфорта. Я рада, что наш город привлекает всё больше гостей. Нам есть, чем гордиться, и есть, что показать. Строятся новые гостиницы, апарт-отели, открываются рестораны, развлекательные центры. Уровень сервиса заметно вырос – это легко отследить по отзывам зарубежных гостей.
Сейчас самое время задуматься о решении проблем, косвенно связанных с ростом количества гостей. К примеру, загруженность центра машинами. Очевидно, здесь не обойтись без повышения тарифов на парковку для тех, кто не проживает в районе, как это сделано в Москве.
Николай Пашков,
генеральный директор Knight Frank St. Petersburg:
– Я с пониманием отношусь к жителям Венеции, Барселоны и прочих городов, в которых годовой турпоток уже многократно превышает количество жителей. Жить, как в проходном дворе, конечно, некомфортно, и это действительно поднимает цены на всё, прежде всего на недвижимость. Кроме того, простые граждане часто для себя явной пользы от этого турпотока не видят. Что касается Петербурга… С одной стороны, увеличение турпотока дало мощный импульс для развития различных околотуристических сервисов, заведений общественного питания, гостиничного сегмента, включая посуточную аренду квартир, хостелы, мини-отели. С другой – для многих горожан, особенно живущих в историческом центре, это приносит неудобства. Масштаб проблемы в случае Петербурга нивелируется тем, что по европейским меркам это большой город, и соотношение постоянного населения к турпотоку пока не такое критичное, как, например, в Венеции. Пока мы не можем сказать, что турпоток сильно повлиял на рынок аренды квартир, или вызвал дефицит жилья. Пока пользы больше, чем негативных последствий, и вводить искусственные ограничения смысла нет.
Евгения Тучкова,
заместитель директора департамента консалтинга Colliers International:
– В Петербурге наплыв туристов ещё не такой большой, как в Барселоне или Венеции, хотя, несомненно, с каждым годом число гостей из Европы и Азии на улицах города увеличивается. Своеобразным индикатором может служить очередь в Эрмитаж. При этом Петербург пока не набрал критическую массу туристов, по достижении которой горожане начнут выходить на пикеты, как в Барселоне. Напротив, пока рост числа гостей Северной столицы способствует благоустройству и развитию города.
Людмила Фролова,
директор по развитию гостиничного направления Rusland SP:
– С туристическими ограничениями за рубежом не сталкивалась, не считая сервисных сборов и налогов, которые, впрочем, вполне обоснованны. Что касается роста турпотока, то это всегда позитивно отражается на малом бизнесе, гостиничной отрасли и в целом на экономике города. Нам рано говорить о каких-то ограничениях. Напротив, Смольный стимулирует рост туристического потока: к примеру, с октября в Петербурге начнут действовать электронные визы.
Евгений Богданов,
основатель проектного бюро Rumpu:
– На Западе действительно вводятся ограничения, причём не только относительно туристов, но и для покупателей недвижимости. Иностранцы взвинчивают цены на жильё, для местных оно становится недоступным. Меры по нивелированию этой проблемы обсуждают во многих странах Европы. Со временем это, возможно, приведёт к запрету на покупку иностранцами недвижимости определённой категории, к примеру, стоимостью до 300 тысяч евро.
Для Петербурга как города увеличение турпотока – это благо, но для его жителей – нет. Все знают про проблему улицы Рубинштейна. И понять местных можно. Придётся искать баланс, развивать инфраструктуру так, чтобы было комфортно и приезжим, и местным. А вот ограничения и дополнительные сборы вводить не стоит, к нам и без них не так уж много едут.
Ольга Шарыгина,
управляющий директор центра развития недвижимости Becar Asset Management:
– Если кто-то будет вводить меры, которые скажутся на мне как на индивидуальном туристе, я отнесусь с пониманием. Я очень люблю Барселону и понимаю, как тяжело сдерживать и обслуживать натиск туристов, как колоссальные потоки гостей города мешают его жителям наслаждаться спокойной жизнью в этом прекрасном месте. Часто идёт речь о том, что они хотят ограничить туристический поток с помощью цены – сделать посещение Барселоны финансово сложно доступным. Если это произойдёт, я пойму. Но не думаю, что Петербургу пора регулировать туристический поток. Была идея ввести туристический сбор, то есть определённый налог в сутки с человека. Если эти деньги пойдут на инфраструктуру и размер налога будет гуманным (в других странах он составляет от 0,5 до 1,5 евро), такая мера может иметь смысл. Вводить преференции для местных тоже рановато. Может быть, стоит организовать разные очереди в основные достопримечательности и музеи, потому что доступ к ним для местных жителей действительно затруднён.