НАШ ЦИТАТНИК: «Значение архитектуры возрастает вместе со стоимостью недвижимости. Чем дороже проект, тем больше внимания покупатели обращают на этот параметр. Внешние атрибуты статусного дома оправдывают в глазах клиента стоимость покупки...» Кукушкина Наталья

29 марта, 15:49

Все лучшее – детям

11 апреля 2017 в 16:30

В Петербурге утверждены Региональные нормативы градостроительного проектирования. Застройщикам, а значит, и дольщикам, придется больше тратить на строительство детских садов.

В Петербурге утверждены Региональные нормативы градостроительного проектирования. Застройщикам, а значит, и дольщикам, придется больше тратить на строительство детских садов.

Напомним, что Региональные нормативы устанавливают минимальные расчетные показатели обеспеченности населения социальной, транспортной, инженерной инфраструктурой и пр. Эти данные используются для подготовки проектов планировки территорий и при разработке Генерального плана или при его корректировках.

В Петербурге нормативы приживались очень непросто. Их разработкой чиновники занялись еще в 2009 году. С тех пор было подготовлено множество версий этого документа, сроки его утверждения раз за разом переносили. За это время успело поменяться и федеральное законодательство: местный закон принимать уже не нужно, достаточно постановления городского правительства.

Как сообщает «ДП», нормативы утверждены вчера на так называемом малом правительстве, куда «посторонних», в том числе и журналистов, не пускают. Итоговый документ пока не опубликован, хотя в КГА уверяют, что он практически не отличается от версии, обнародованной комитетом в феврале 2017-го. Это значит, что чиновники не прислушались к просьбам застройщиков и не стали уменьшать некоторые спорные показатели. Например, сейчас минимальное число мест в детсадах – 55 на 1000 жителей. Власти обещали сократить до 53, но в итоге увеличили до 61. А норматив по числу мест в школах остался прежним – 120 на 1000 жителей. Правда, есть послабления для малоэтажной застройки: в таких кварталах начальная школа не обязательно должна находиться в пешеходной доступности (не далее 500 метров от жилых домов), можно и в 15 минутах на транспорте, а общеобразовательная – в 30 минутах.

Появился и дифференцированный подход к плотности улично-дорожной сети. Для жилых и общественно-деловых зон норматив составит 4 км дорог на 1 кв.км (вместо нынешних 6 км), а вот для зон ИЖС придется предусмотреть 11 км дорог на 1 кв.км территории.

Эти показатели крайне важны для застройщиков, поскольку большинство детских садов, школ, а теперь и дорог они строят за свой счет. Причем до недавнего времени компании финансировали эти работы из прибыли. Лишь теперь закон позволяет девелоперам тратить на  объекты социальной и дорожной инфраструктуры средства, полученные от дольщиков.

Прояснилась и ситуация с главным показателем – жилищной обеспеченностью. Норматив составит 28 кв.м на человека и будет использоваться как при подготовке ППТ, так и при корректировке или разработке нового Генплана.

Большую часть документа составляют обоснования этих расчетных показателей, а также правила их применения. Эти разделы вызывали нарекания строителей. Девелоперы, например, утверждали, что реальная жилищная обеспеченность составляет в новостройках более 30 кв.м на человека и даже приводили свои расчеты. Ссылались компании и на данные Комитета экономического развития, который  в целом по городу зафиксировал профицит мест в садиках и школах. Именно поэтому строители настаивали на дифференцированных нормативах для разных городских территорий. Однако на «круглом столе», организованном нашим изданием, руководство КГА эту идею, как и расчеты инвесторов, отвергло.

Руководитель центра ЭКОМ и эксперт Комиссии по городскому хозяйству ЗС Александр Карпов полагает, что конкретные показатели не так уж и важны. Основная проблема – в устаревшей концепции документа. «Отсутствуют внятные механизмы применения нормативов. При освоении крупных свободных территорий все более или менее понятно. Но что делать с более локальными проектами, да еще и в сложившихся районах? Какую территорию учитывать в расчетах? Надо точнее определиться и с ключевыми  параметрами. Банальный пример: количество снегоуборочной техники и снегоплавильных пунктов определяет не число жителей, а площадь дорог. Так и инженерные мощности должны четко зависеть от площади объектов недвижимости и от плотности застройки, аналогично – и с дорогами», – рассуждает г-н Карпов.

Новые Региональные нормативы должны вступить в силу через пару недель. Для начала Законодательному собранию предстоит признать утратившим силу закон, утверждающий действующие РНГП.