Реновация в денежном вакууме
В Думу внесён законопроект о реновации в регионах. Документ неплохой; жаль, что он не будет работать.
В Думу внесён законопроект о реновации в регионах. Документ неплохой; жаль, что он не будет работать.
Авторы законопроекта – петербургские депутаты во главе с Оксаной Дмитриевой – в пояснительной записке отмечают, что московский опыт для остальной России неприменим. Столичных денег ни в одном субъекте РФ нет.
Московский подход ярко описан в блоге социолога Алексея Рощина: «Перед моими окнами вместо одной «хрущёвки» возводят четыре 25-этажки…» Активисты подсчитали: на стадии согласования власти обещали, что жилой фонд увеличится на конкретной территории максимум на четверть; по факту – втрое-вчетверо.
Впрочем, авторы регионального законопроекта взяли из столичных разработок всё, что может облегчить процесс. Решение можно принимать не только в отношении кварталов, но и применительно к отдельным домам. Проблема «последнего жильца» решается на общем собрании большинством в две трети голосов. Действующие ограничения, заложенные в ППТ и ПЗЗ, можно будет не учитывать, назначение участка – менять. Переселять граждан можно или в пределах района, или даже в границах города (для городов федерального значения – то есть для Петербурга и Севастополя), это решают власти субъекта.
Гражданам должны предоставлять равнозначные квартиры: площадь – не меньше, чем была, количество комнат – тоже. Желающие могут получить «равноценную» денежную компенсацию. (О независимой оценке в законопроекте ничего не сказано: скорее всего, по кадастровой стоимости.)
Объекты культурного наследия в программу реновации включать нельзя. (Об исторической застройке – умалчивается.)
Жители домов, попавших в программу, перестают перечислять средства на капремонт.
Нюансы – в пределах рамочного закона – могут быть отрегулированы законодательством субъекта РФ. Если реновация пойдёт за счёт местного бюджета (ну, вдруг), в регионе может быть создана Дирекция по реновации, в форме, например, бюджетного учреждения, с довольно широким кругом полномочий. В большинстве случаев инвесторов собираются выбирать через конкурс.
Основная форма участия инвестора – ГЧП. (В законе прямо указано: «с целью извлечения прибыли».) Не исключаются и субвенции из федерального бюджета.
В программу могут быть включены аварийные постройки, дома массовых серий, а также «иные объекты» – по решению местных властей.
В Петербурге может возникнуть интересная ситуация: «конкуренция реноваций». В кварталах, где этот процесс уже начался, инвестор (например, «СПб Реновация») по-прежнему будет вынужден торговаться с капризными жильцами, учитывать многочисленные ограничения ППТ и ПЗЗ, переселять граждан в пределах квартала. А в соседнем районе другой инвестор сможет работать в более комфортных условиях и с поддержкой за счёт бюджетных средств.
Запуск процесса реновации займёт несколько лет: в ближайшей перспективе бюджетные средства на эти цели ни в регионах, ни в федеральном бюджете не предусмотрены. Сколько денег потребуется – непонятно даже приблизительно. Так что Воронеж пока может расслабиться.
Но и в таком виде законопроект – если он пройдёт через Думу – даёт местным властям интересные возможности. Например: можно выбрать локальные объекты в перспективных местах, договориться с частью жильцов, подобрать инвестора из «социально близких» – и вперёд: снос и новое строительство, без большей части сегодняшних ограничений.
«Законопроект может стать основой для разработки нового закона о реновации в Петербурге, – говорит Дмитрий Михалев, руководитель службы по работе с госорганами компании «СПб Реновация». – Он позволил бы найти решение проблем, тормозивших программу в предыдущие годы. Речь прежде всего о синдроме «последнего жильца» и отсутствии стартовых пятен. Мы рассчитываем, что наша программа будет полностью интегрирована в рамки нового закона. Можно только приветствовать, если, помимо нас, появятся и другие операторы программы реновации».
В России насчитывается около 32 000 хрущёвских пятиэтажек. В Петербурге были построены более 2300 домов массовых серий. В Москве под снос определены более 7000 таких домов.