«Яндекс» оценит заёмщиков

Поисковая платформа «Яндекс» продаёт банкам информацию о платежёспособности граждан на основании их поведения в Сети.

«Яндекс» запускает совместные проекты с Объединённым бюро кредитных историй и БКИ «Экифакс», сообщает РБК.

Кредитные бюро располагают данными о платежах гражданина по кредитам; в чём конкретно заключается вклад «Яндекса», открытые источники не сообщают. Возможно, учитываются онлайн-покупки, история запросов и пр. Итог совместной работы – некая средняя оценка, выраженная в скоринговом балле. Покупателями такого продукта могут стать коммерческие банки: программный подход упрощает анализ кредитоспособности, а объяснять потенциальному заёмщику, почему отказали в кредите, банк не обязан. Полтора десятка банков уже используют новый сервис в тестовом режиме. В публикациях говорится, что Сбербанк в их число не входит.

Пока неясно, как соотносится этот продукт с законодательством о защите персональных данных. С одной стороны – в запросах кредитных бюро, направленных в «Яндекс», указаны email и номер телефона. Представители «Яндекса» уверяют, что в обработке данных используются «обезличенные алгоритмы», а в бюро направляют некий сводный индекс.   

РБК приводит мнение юриста Владислава Кочерина: «Если гражданину отказали в кредите, потому что он часто ищет в поисковике «Яндекса» бары, клиент может это посчитать поводом для иска». Но вряд ли недовольный отказом заёмщик сможет узнать причину.

«Цифра» всё глубже проникает в повседневную жизнь. Через «Яндекс» можно продавать недвижимость, заказать такси или доставку еды; Сбербанк строит собственную «экосистему» с набором различных сервисов. В Китае от поведения человека в Сети (информацию предоставляют интернет-магазины, поисковики и WeChat – китайский аналог ФБ) зависит его социальный рейтинг. То есть: процент по кредиту, шансы устроиться на госслужбу, возможность получить визу…

Грань между изучением характеристик потребителя и управлением его поведением становится совсем тонкой.

Синочкин Дмитрий Юрьевич