НАШ ЦИТАТНИК: «Значение архитектуры возрастает вместе со стоимостью недвижимости. Чем дороже проект, тем больше внимания покупатели обращают на этот параметр. Внешние атрибуты статусного дома оправдывают в глазах клиента стоимость покупки...» Кукушкина Наталья

29 марта, 12:18

Сервис теснит псевдожильё

17 февраля 2020 в 11:44

Продажи сервисных апартаментов в Петербурге за 2019-й выросли на треть, предложение – вдвое.

По данным Knight Frank St. Petersburg, сейчас на рынке находятся 9800 юнитов в 40 апарт-отелях и МФК, их общая площадь – 329 000 кв.м. За год девелоперы вывели на рынок девять новых проектов (9600 юнитов).

Сегмент сервисных апартаментов растёт (81% в структуре предложения); доля рекреационных и элитных проектов сокращается. Екатерина Запорожченко, коммерческий директор ГК Docklands Development, полагает, что именно инвестиционные отели остаются главным драйвером развития сегмента апартаментов в Петербурге. По данным Марины Сторожевой, директора по продажам комплекса VALO, доля инвестиционных сделок, когда номера приобретаются для последующей сдачи в аренду и извлечения дохода, выросла до 80%.

Проекты становятся масштабнее. Среднее количество номеров в новых комплексах – 1064 юнита. (В 2018 году – около 300.) В прошлом году на рынке появились Start (2258 номеров), «ПРО.Молодость» (2072), третья очередь VALO (1600) и «Artline в Приморском» (1041 юнит).

Самым крупным проектом пока остаётся cOASIS VERTICAL на 3500 номеров, его планируют завершить в 2025 году.

По словам Светланы Московченко, руководителя отдела исследований Knight Frank St. Petersburg, конкуренция заставляет девелоперов дифференцировать риски: застройщики включают в проект номера разных категорий, разделяют периоды пребывания (краткосрочное или долгосрочное) и способ инвестирования (продажа долями, блоками, юнитами). «Кроме того, в крупные проекты стали привлекать международных гостиничных операторов, – отмечает Светлана Московченко. – Например, в комплексах апартаментов VALO заявлена гостиница под брендом Mercure, в проекте cOASIS – Ramada Encore by Windham, в апарт-отеле Status – Novotel и Adagio Access».

Спрос за год вырос на 27%: покупатели приобрели 5700 юнитов. Из них 4089 сделок – с сервисными объектами (плюс 33%). А вот продажи так называемого псевдожилья, наоборот, сократились почти вдвое. В 2018 году застройщики реализовали 1732 номера, которые покупатели собираются использовать только для проживания (в том числе – из-за отсутствия «звёзд» и гостиничной инфраструктуры), в 2019-м прошло лишь 953 таких сделки.

Спрос на рекреационные апартаменты снизился на 19% (721 лот в 2018 году, 584 – в 2019-м), новых проектов в этом сегменте нет с 2018 года.

Средняя цена «квадрата» в апарт-отелях гостиничного типа выросла на 9–10%, до отметки 154 000 рублей.

При этом ставки, по которым собственники сдают номера арендаторам, с января прошлого года увеличились на 18%. По мнению Светланы Московченко, это обусловлено в том числе выходом на рынок аренды новых дорогих проектов, например, Art Studio от Группы RBI на 2-й Советской (Центральный район).

Владислав Ивлев, директор по развитию проектов «Лахта Парк» и «Лахта Плаза», отмечает новую тенденцию: рост интереса к апартаментам европейского формата в трёхэтажных домах на 3–4 семьи в сити-виллах.

Сергей Мохнарь, руководитель департамента развития ГК «ПСК», считает, что в ближайшие годы рынок будет развиваться путём углубления сегментации: предложения будут всё более индивидуализированными, а конкуренция среди апарт-проектов будет выражаться не только в стоимости и расположении, но и в количестве сервисов для арендаторов.

Основные показатели рынка апартаментов по итогам 2019 г.