НАШ ЦИТАТНИК: «Промышленная ипотека – важный инструмент, который позволяет создавать предприятия малого и среднего бизнеса, например, light industrial. Но если ставка по кредиту будет зависеть от ключевой ставки ЦБ, риски заемщиков серьезно возрастают...» Анатолий Клинков

27 апреля, 02:26

Ставки растут

29 апреля 2020 в 05:30

Отток денег из банков вынуждает финансистов поднимать ставки по вкладам. За ними вырастет и цена кредитов.

Отток денег из банков вынуждает финансистов поднимать ставки по вкладам. За ними вырастет и цена кредитов.

Триггерами «бегства от денег» стали: заявление президента о налогообложении доходов по депозитам; идея руководителя Счётной палаты Алексея Кудрина о том, что «триллионы на депозитах физлиц надо как-то использовать»; заверения главы Сбербанка Германа Грефа в том, что никто на счета граждан не покушается – «нет оснований». Плюс обвал рубля и цен на нефть.

Первыми «похудели» валютные счета.

По данным ЦБ, за март клиенты вынесли из банков 6,2 млрд долларов: 1,2 млрд – с корпоративных депозитов и 5 млрд долларов – с розничных счетов. Это рекорд за всю новейшую историю, за всё время, пока Центробанк ведёт статистику.

Данные об оттоке средств со счетов физических лиц см. здесь.

Государственные банки ведут себя спокойно: им недостаточность капитала не грозит. (Если что – ЦБ поможет.)

А вот коммерческим банкам пришлось предпринимать какие-то меры, чтобы не лишиться фондирования. В марте банк «Интеза» давал по долларовым вкладам 4% годовых. «Ак Барс» в конце первого квартала поднял максимальную ставку по валютным VIP-вкладам до 3,042%. (В феврале ставка была 1,3%.) Позднее, правда, банк снова снизил доходность до 1,6%. Как сообщает телеграм-канал «Банкста», в Локо-банке ставки поднялись с 1,04 до 1,8%, в Совкомбанке – с 1 до 1,7%; Кредит Европа Банк повысил максимальную валютную ставку с 0,9 до 1,3%, «Уралсиб» – с 0,95 до 1,25%.

Это пока ещё не тенденция, но вполне отчётливый сигнал: в такой ситуации снижать ставки по коммерческим (не субсидированным) кредитам банки не будут – не с чего.

И когда закончится программа субсидирования ипотеки (пока она действует до 1 ноября; ЦБ уже заявил, что пролонгировать её не планируют), заёмщики и застройщики могут столкнуться с очередным обвалом спроса.

Кроме того, Центробанк ожидает роста просрочки и объёма проблемных кредитов. По данным регулятора, на заёмщиков, чьи доходы сильно упали из-за пандемии коронавируса, приходится около 19 трлн рублей – примерно треть общего кредитного портфеля. А на новые риски и выпадающие доходы кредиторы во всём мире реагируют одинаково: ростом стоимости денег.