Число кадастровых инженеров сократится втрое!
Слово «кадастр» сейчас в моде, проблемы учета обсуждают в правительстве. О том, почему из отрасли уходят профессионалы, какие сложности подстерегают нас при оформлении «площадок» и кто будет руководить СРО, рассуждает генеральный директор компании «Первое кадастровое бюро» Андрей Козодаев.
Козодаев Андрей Николаевич
Первое кадастровое бюро
Слово «кадастр» сейчас в моде, проблемы учета обсуждают в правительстве. О том, почему из отрасли уходят профессионалы, какие сложности подстерегают нас при оформлении «площадок» и кто будет руководить СРО, рассуждает генеральный директор компании «Первое кадастровое бюро» Андрей Козодаев.
На федеральном уровне провозглашены инициативы, которые на практике приведут к существенному увеличению объема кадастровых работ. Президент и премьер-министр говорили о необходимости улучшить наполнение Государственного кадастра недвижимости и исправить накопившиеся ошибки. Глава Росреестра Игорь Васильев также назвал «повышение качества кадастровых работ» в числе главных задач на этот год. Рослесхоз заявил, что намерен поставить на учет 62 млн га лесных земель. МЭР опубликовало законопроект, которым вводится новый объект недвижимости – «площадка»…
При этом с 1 июля 2016 года вступают в силу изменения в закон о кадастре. Прекращают работу комиссии по аттестации кадастровых инженеров (КИ). Полноправными КИ будут считаться только члены СРО. (До конца года еще можно будет работать со старым аттестатом.) С 1 июля, чтобы вступить в СРО и стать кадастровым инженером, нужно будет отработать два года помощником. Правила стажировки устанавливает Национальное объединение СРО кадастровых инженеров. Его пока нет, следовательно – нет и правил. С этой же даты понятие «аттестат» упраздняется и заменяется сдачей экзамена. Без стажировки до экзамена не допустят…
Изменяются требования к минимальной численности членов СРО. В каждой должно насчитываться не менее 700 специалистов. Сейчас в России два десятка организаций кадастровых инженеров. Соответствуют новому критерию - три. Курс на укрупнение понятен: когда СРО мало, ими проще управлять.
В НП «Кадастровые инженеры Санкт-Петербурга и Северо-Запада», которое я возглавляю, насчитывалось 356 членов. Недавно мы объявили о слиянии с НП СРО Союз кадастровых инженеров «ФСИ» и Ассоциацией «Сообщество кадастровых инженеров». Теперь мы отвечаем требованиям, и в нашем регионе специалистам есть, куда податься. (В Петербурге и области работают около 1500 КИ.) СРО, которые не наберут нужное количество к 1 декабря, перестанут существовать. И специалисты, входящие в них, останутся без права на профессию - до вступления в новую СРО. По предварительным расчетам, число кадастровых инженеров сократится примерно втрое. И это – на фоне новых масштабных задач.
Есть и другие сложности. Например, я с 1 июля не смогу оставаться в руководстве СРО. Потому что руководитель компании, выполняющей кадастровые работы, не имеет права участвовать в управлении СРО. Мне эта норма, если честно, тоже кажется бредовой.
Кроме того, теперь ответственность за ошибку, включая возмещение ущерба, полностью ложится на кадастрового инженера. А за умышленное искажение сведений, повлекшее серьезный ущерб, ему грозит и реальный срок.
В самих по себе новых задачах непреодолимых трудностей нет. Но в сочетании с реформой отрасли…
Оформить площадки как самостоятельный объект недвижимости технически не так сложно. Я предвижу трудности не как кадастровый инженер, а как юрист. Сейчас, когда в помещении вестибюля сдается прилавочек, на него изготавливают кадастровый паспорт, присваивают временный кадастровый номер. Законодатель в новой редакции закона о регистрации, который вступает в силу с 1 декабря 2017 года, эту норму убрал. Я доказывал в Совете Федерации: мы выбрасываем с рынка в тень огромную часть объектов аренды! Возможно, введение «площадки» - попытка смягчить проблему. Но с юридической точки зрения мне все же трудно воспринимать часть помещения как самостоятельный объект. Понятно, что «площадки» вводятся и для того, чтобы решить проблему с оформлением паркингов.
Если в гараж выходят инженерные сети, если там расположены узлы и приборы, обслуживающие весь дом, его можно признать только общедомовым имуществом. В таком случае машиноместо – часть общедолевой собственности в многоквартирном доме. Из этого имущества нельзя выделить долю и продать ее. Если паркинг правильно спроектирован и построен, он оформляется как отдельное коммерческое помещение, но и тогда продать долю в нем (машиноместо) можно лишь с согласия всех собственников.
Такие объекты есть, люди их продают и покупают, поможет ли новый закон правильнее их оформлять и брать с них налоги – посмотрим.
Как правило, нововведения настораживают.
Раньше в Петербурге отдел, который присваивает новые адреса, работал в составе ГУП ГУИОН.
Кадастровый инженер, чтобы поставить объект на учет, обращался туда за присвоением милицейского адреса. Это занимало 10 дней, пять или три – в зависимости от оплаты. Теперь все будет делаться через КИО, причем бесплатно. Это пугает! Не исключаю, что процесс будет затягиваться…
С другой стороны, сокращение общего числа КИ поможет увеличить оплату этого нелегкого труда. Потому что сейчас на рынке царит демпинг. И если эта тенденция продолжит развиваться – профессионалов на рынке не останется.
В приведении регионов к федеральному единообразию есть, конечно, положительные моменты. Например, общие правила более-менее устоялись, местные различия теперь не так велики.
Однако остается нерешенной ключевая задача - масштабная инвентаризация ОКСов, участков, жилого фонда. В нынешней ситуации это нереально. В бюджете просто нет таких денег. А это очень затратная работа.
Я против революций.
Была сначала российская, а потом советская система учета. В Петербурге благодаря стараниям многих поколений специалистов она работала очень хорошо. Допускаю, что в регионах учет был поставлен плохо. Но это еще не повод разламывать систему до основания!
В свое время федеральным властям, в одночасье упразднившим сеть БТИ, понадобилось много кадастровых инженеров. Они резко упростили допуск в профессию. Ни образовательного ценза, ни опыта, ни стажа не требовалось. Получили 30 000 «специалистов». Теперь мы их сократим до 10 000? Проблема переобучения и переквалификации сейчас ставится перед СРО.
При попытке анализировать всю совокупность разнородных и разнонаправленных инициатив возникает впечатление, что реформу в области учета проводят люди, которые не очень хорошо разбираются в этих проблемах.