НАШ ЦИТАТНИК: «Мы сейчас видим возвращение к уровню первого квартала этого года, когда рынок еще не был так разогрет. По семейной ипотеке по итогам 2024-го может быть предоставлено 2,2 трлн рублей, что в целом сопоставимо с результатами прошлого года...» Эльвира Набиуллина

24 ноября, 17:49

Апарт-отели приносят доход

15 июля 2018 в 21:00

Какая недвижимость приносит доход сегодня и будет востребована завтра?

Сторожева Марина
управленец и идеолог проекта VALO
Комплекс апарт-отелей VALO

Марина Сторожева, директор по продажам комплекса апарт-отелей VALO:

Коворкинги, креативные пространства, апартаменты – все эти форматы недвижимости пришли к нам с Запада и уже несколько лет бурно развиваются. Основные клиенты таких проектов – это люди поколения Y и Z, то есть те, кто родился после 1981 года и после 1995 года. Они не хотят быть привязанными к офису или дому, предпочитают комфорт и мобильность, руководствуясь духом независимости и максимумом удобств при выборе места жительства, работы и досуга.

Неудивительно, что девелоперы активно взялись за проекты, которые не просто отвечают требованиям нового поколения клиентов, но и будут пользоваться успехом последующие 20-30 лет. Это подтверждают и цифры.
На май 2018 года в нашем городе действует 60 креативных кластеров, около 45 коворкингов, 46 арт-галерей, 12 антикафе. Причем большая половина была открыта за последние пять лет.
Например, в 2013 году в городе насчитывалось около 20 коворкингов, а сейчас их уже 45. По данным NAI Becar, средний уровень их заполняемости составляет примерно 80%. Среди арендаторов много молодежи, которая предпочитают удалённую работу, свободный график и мобильность. Коворкинги выбирают также стартаперы и индивидуальные предприниматели, IT-компании и фрилансеры, переводчики и консультанты. Этот формат делового пространства подходит для рекламных и креативных агентств, мастерских из разряда «сделай сам», ателье, тату- и художественных студий. Арендуют коворкинги и «монстры» большого бизнеса – крупные корпорации, нанимающие на проектные работы целые отделы.
С креативными пространствами в Петербурге ситуация несколько иная. В среднем, их жизненный цикл составляет около четырех лет, после чего они обычно утрачивают популярность, закрываются или переформатируются. Но есть и исключения – так, в центре Петербурга успешно работают арт-пространства, некоторым из которых в этом году исполнится по 8 или даже 15 лет. Основные их клиенты – люди «креативных» профессий: дизайнеры одежды и обуви, создатели авторских украшений и сувениров, стилисты и коучеры, владельцы хостелов и многие другие.
Бурный рост показывают и апартаменты. Предложение в этом сегменте за пять лет выросло в четыре с половиной раза. Если в 2013 году в Петербурге их было всего восемь, то сейчас – 37, еще 15 готовятся к выходу на рынок.
Будучи новым форматом проживания, именно апарт-отели, а не квартиры в новостройках, привлекают клиентов с активной жизненной позиций. Так, по оценкам аналитиков, половина покупателей – это люди от 21 до 40 лет. Они воспринимают покупку квартиры как наследие «перестройки», лишающее свободы – свободы передвижения, свободы выбора места жительства. Им проще купить апартаменты, которые в случае переезда – например, в другой город или вовсе за границу – можно спокойно сдавать в аренду и получать высокий стабильный доход.
Важное отличие апартаментов от квартиры в том, что здесь всё «под рукой». Инфраструктура и сервис позволяют жить в современном ритме и не тратить время и силы на бытовые вопросы: клиенты, не выходя из комплекса, могут пользоваться услугами химчистки, поужинать в хорошем ресторане, сходить в бассейн, фитнес-клуб и т.д. А если поблизости есть креативные пространства, коворкинги, торговые центры, достопримечательности, то такие комплексы и вовсе идеальны.
Чем больше функций объединяет проект, тем более он популярен. Место жительства, работы, творчества, общения с друзьями – это та недвижимость, которую мы строим уже сейчас и будем строить и дальше, только в больших масштабах и с большим количеством инфраструктуры и сервиса. Например, сейчас мы работаем над тем, чтобы создать коворкинг в нашем апарт-комплексе VALO.
Такие многофункциональные комплексы подразумевают независимость, мобильность и развитие, а потому спрос на них будет только расти. Девелоперам остается лишь подключить немного фантазии и внимательно следить за веяниями времени.