НАШ ЦИТАТНИК: «Мы сейчас видим возвращение к уровню первого квартала этого года, когда рынок еще не был так разогрет. По семейной ипотеке по итогам 2024-го может быть предоставлено 2,2 трлн рублей, что в целом сопоставимо с результатами прошлого года...» Эльвира Набиуллина

21 ноября, 21:54

Мы создаём общественные пространства для людей, а не просто ради реализации проекта

9 декабря 2018 в 21:00

Зелёные общественные зоны стали модной темой для обсуждения: их соседство с жилыми кварталами считается необходимой роскошью, а попытки отрезать от них участки часто порождают конфликты. О зелёных пространствах, парках и садах, набережных и пешеходных зонах мы беседуем с Ларисой Канунниковой, заместителем председателя Комитета по градостроительству и архитектуре.

Канунникова Лариса
Канунникова Лариса Викторовна
заместитель председателя
Комитет по благоустройству Санкт-Петербурга

Зелёные общественные зоны стали модной темой для обсуждения: их соседство с жилыми кварталами считается необходимой роскошью, а попытки отрезать от них участки часто порождают конфликты. О зелёных пространствах, парках и садах, набережных и пешеходных зонах мы беседуем с Ларисой Канунниковой, заместителем председателя Комитета по градостроительству и архитектуре.

Лариса Викторовна, чем порадуете горожан в ближайшие годы: какие проекты сейчас в работе, что уже реализуется?

В рамках федеральной программы «Комфортная городская среда» определены ключевые направления работы: формирование зелёных пространств, где создаются непрерывные пешеходные маршруты, парки, сады и социальные объекты, включая внутриквартальные территории. Это главные объекты благо-устройства. Вместе с администрациями районов, профильными комитетами и общественными организациями КГА разработал программу создания общественных пространств на 2019-2022 годы.
Так, в 2019-м в Петроградском районе  появится рекреационная зона вдоль набережной реки Карповки (I этап). В её концепции учтён исторический контекст территории, градостроительно-ландшафтный каркас, пожелания жителей по функциональному назначению этой территории. Современная набережная с креативным пластическим решением и устройством освещения появится вдоль Южной дороги и около метро «Новокрестовская», где дизайн места, геопластика земли и структурное озеленение дадут новое прочтение смешению природы и города.
Уже реализован первый этап обустройства Южной дороги, которая очень популярна у жителей города. Большая прогулочная зона с элементами графики береговой линии, комфортными зонами отдыха, детскими и спортивными площадками помогли проявить потенциал территории и открыть выход города к воде. Специальное освещение создаёт атмосферу психологического комфорта. Строится набережная вблизи «Лахта-центра» и новое рекреационное пространство на намывных территориях Васильевского острова. В Курортном райне администрацией разработана концепция девяти пляжей, и уже в 2019-м будет реализован первый – Дубковский пляж, где тема дюн, воздуха, моря и песка будет отражена в элементах и объектах благоустройства. По поручению правительства города НИПЦ Генплана разрабатывает концепцию ещё семи береговых территорий, которые появятся в ближайшее время.

Арендаторы и собственники участков на Южной дороге были не рады, что им пришлось покинуть это место. Начались судебные разбирательства…

 Наш комитет отвечает за эстетический облик города, имущественными вопросами занимаются другие структуры. Но я, конечно, задавала себе вопрос, оправданы ли эти меры, будет ли новая общественная зона востребованной. Реальность превзошла ожидания. Трафик увеличился в 25 раз, люди приезжают на Крестовский остров в любую погоду, даже в холод. Мне всегда интересно, как живёт преображённая территория, и как-то уже поздней осенью вечером я там побывала. Увидела невероятное: люди в куртках лежат на деревянных шезлонгах и любуются закатом. Ночью набережная полна народу: гуляют влюблённые, родители с колясками, смотрят на водную гладь и закат. Там получился очень интересный световой эффект: в воде отражаются огни яхт-клуба, блики фар, свет от нового моста и трассы ЗСД. Эта бегущая рябь буквально завораживает. Кстати, деккинг (террасная доска. – «НП») прекрасно показал себя в эксплуатации: набережная, выполненная из природных материалов, преобразилась. Именно здесь особенно ощущается, как в Петербурге не хватает креативных пространств, выполненных с учётом специфики и контекста конкретного места. 

Каким спортом там можно заняться?

Мы обустроили там две волейбольные площадки – с раздевалками, туалетами, душевыми, освещение сделали. Когда мы разрабатывали проект, довелось ближе познакомиться со спортсменами. Я поначалу не поверила: они играют и в снег, и в дождь… Это люди особой психологической закалки, у них свой образ жизни, я бы сказала, тяга к высокой эстетике душевного покоя. Занятие любимым спортом – это то, ради чего они живут, и они готовы делиться своим психологическим комфортом со всеми. Меня вот звали присоединиться, поиграть. Как-нибудь выберу время – кстати, это хороший способ на собственном опыте проверить, всё ли было задумано правильно или допущены ошибки, которые нужно исправить.

Какие ошибки, например?

Изначально мы спроектировали две волейбольные площадки рядом. Но оказалось, что такое расположение некомфортно: в процессе игры поднимается пыль. У воды ветер непредсказуем. Мы перенесли одну площадку подальше, и всё наладилось. Уделили внимание освещению: в прогулочной зоне, где люди отдыхают, оно долждно быть мягким, расслабляющим. Обратились в «Ленсвет», они оперативно изменили угол освещения. Отклик людей очень важен, ведь свои проекты мы реализуем для жителей, а не ради проекта как такового. Поэтому ещё до начала работ мы проводим опросы – что горожане хотели бы видеть на конкретной территории.

На Новосмоленской набережной, в частности, что хотят видеть петербуржцы?

Прежде всего, жители хотят иметь доступ к воде, причём не на узком отрезке, а на всём протяжении Смоленки. У нас приморский город, но практически все исторические набережные отданы транспорту. Концепция реконструкции набережной уже подготовлена. Мы планируем сделать там парковую зону, высадить высокоствольные деревья, вернуть туда утраченное освещение, сделать велодорожки, спортивные площадки, в том числе для маломобильных групп. Намечено расчистить русло реки, укрепить набережные. То есть это будет комплексная реконструкция, в которой поучаствуют несколько комитетов администрации. Мы хотим разместить там городскую скульптуру. Недавно КГА провёл конкурс на проекты малых архитектурных форм для разных территорий. Но все предложения для этой набережной жюри сочло неподходящими – прежде всего по масштабу. В ближайшее время Союз художников планирует провести творческое состязание именно для Новосмоленской набережной. И я очень надеюсь, что жители выскажут свои предпочтения.   
Новосмоленская набережная станет частью зелёного каркаса Василеостровского района. Сразу вслед за ней будет создан так называемый линейный парк вдоль трассы ЗСД, а за ним – парковая зона на намывных территориях, которую планирует обустроить «Группа ЛСР».  Вы знаете, что недавно был проведён конкурс, и лучшим назвали проект «Студии 44» с очень интересными предложениями.

 Правда, на подрамниках парковая зона очень похожа на придомовую территорию… Вы уверены, это будет именно парк?

 Конкурс был организован для создания нового общественного пространства как ключевого акцента всей планировочной структуры этой территории. Для этого изменили трассировку ранее предполагаемой четырёхполосной дороги, освободив  набережную для пешеходов. Выход города к воде – значимый элемент благо-устройства, тем более что появление пассажирского морского порта открывает новый вид на город.

С вами согласовывают решения по сокращению площади зелёных зон – когда часть парка или сквера «вырезают» ради какого-либо строительства?

Нет, это не входит в нашу компетенцию. Но я стараюсь, чтобы вновь создаваемые зелёные пространства попадали в официально утверждённый список ЗНОП. Так, нам удалось включить в него так называемый парк Садов в Пушкинском районе.

Кстати, для многих загадка, для кого сделан этот парк: к нему ни подъехать, ни подойти, даже остановки общественного транспорта на Петербургском шоссе рядом нет.

Он ещё не завершён, выполнены лишь начальные работы по благоустройству территории. Подъезд к парку предполагается с верхней трассы (с Пулковского шоссе), там сделают парковочные места.
Этот парк изначально был задуман как международный: намечая его в 2014-м, мы предполагали, что дизайн могут разработать лучшие ландшафтные архитекторы мира. Но, к сожалению, с тех пор многое изменилось, и пока на наш призыв никто не откликнулся. Надежд не оставляем: если у кого-то есть связи с представителями заинтересованных стран, мы открыты для сотрудничества.

Есть ли планы по историческим паркам? 

Мы приступаем к работам в Полежаевском парке: в исторической части восстановим прежнюю планировку, а современная часть – это музей под открытым небом, здесь проходила первая линия обороны Ленинграда в годы Великой Отечественной. Здесь мы создаём площадку для реконструкций военных действий. Сейчас завершаем согласование этого проекта, и, надеюсь, в ближайшие два-три года он будет реализован. 

Как в эти планы вписываются намерения Николая Валуева создать здесь спортивный центр?

Обращения по этому поводу действительно были, но на сегодняшний день в проекте ландшафтных преобразований Полежаевского парка спорткомплекса нет.

Жителей других периферийных районов чем-то порадуете?

В Невском районе планируем преобразить территорию вокруг Ивановского карьера. Об этом нас давно просили горожане: стихийная зона отдыха существует там давно, но она не обустроена. Там тоже найдётся место для различных тематических зон, которые будут сделаны по предложениям жителей. Специально для этой рекреационной зоны разработаны малые формы. Надеюсь, летом 2019-го она будет уже готова. Каскадное решение береговой линии, новые функциональные зоны, пластическое решение рельефа, новый световой дизайн позволят создать новый образ пространства. К созданию общественных пространств подключён Комитет по благоустройству. Отдельная тема – социальные объекты: разработана программа создания площадок для маломобильных групп населения, совместно с администрациями районов определены адреса и основные принципы проектирования.

 Вы сказали о создании в центре города непрерывных пешеходных маршрутов. Значит ли это, что в Петербурге появятся новые пешеходные улицы, закрытые для транспорта?

После Большой Морской и 1-й Советской улиц, а также завершения работ на набережной Адмиралтейского канала новых пешеходных улиц в центре не планируется, по крайней мере, в ближайшие годы. Идеология непрерывных пешеходных маршрутов предполагает, что петербуржцы и гости нашего города с комфортом могли бы гулять (или спешить на работу) по тротуарам с хорошим покрытием, чтобы фасады домов на этих улицах были отреставрированы и красиво подсвечивались, а дворовые территории были благоустроены. Большую помощь в реализации этой программы нам оказывает Газпром. В ближайших планах – преображение Конногвардейского бульвара, кварталов на набережной Мойки справа и слева от Невского проспекта, сквера перед Казанским собором, Лиговского проспекта в сторону Обводного канала. На Петроградской стороне – обустройство зоны вокруг Князь-Владимирского собора и Большого проспекта.

Кто принимает решение о том, будут ли благоустроенные дворы, к примеру на Адмиралтейском канале, открыты для всех петербуржцев, а не только для жителей конкретного дома?

Такое решение принимается только с согласия жильцов: одни готовы к визитам гостей, другие – нет. Так было и в начале 2000-х, когда мы занимались благоустройством Невского проспекта. Жители дома на Малой Садовой решили разместить у себя скульптуру собаки Гаврюши как символ этого двора. Вдруг откуда-то взялись паломники, которые толпами начали ходить к этому Гаврюше, чтобы загадать желание. Жители взмолились: «Уберите Гаврюшу из нашего двора!» В конце концов, скульптуру перенесли в один из дворов на улице Правды. Так что и вокруг современного благоустройства возникают городские легенды.