НАШ ЦИТАТНИК: «Система долевого строительства настроена так, что чем меньше средств на счетах эскроу, тем выше ставка для застройщика. Поэтому мы как антикризисную меру разрешили девелоперам сдвигать чуть вправо срок ввода, чтобы гарантированно достроить дома...» Марат Хуснуллин

18 сентября, 16:24

Мы создаём серьёзную конкуренцию классическим гостиницам

28 января 2019 в 07:15

Весной сдаётся в эксплуатацию первая очередь апарт-отеля VALO напротив станции метро «Бухарестская». Это один из первых проектов в Петербурге, который был изначально задуман как гостиничный бизнес. В первой очереди продано почти 90% номеров, цены за это время выросли на 36%. Кто и для каких целей приобретает апартаменты? Какие доходные программы популярны? Сложно ли пройти сертификацию и что она даёт собственникам юнитов? Об этом рассуждает директор по продажам апарт-комплекса VALO Марина Сторожева.

Марина Сторожева
Сторожева Марина
управленец и идеолог проекта VALO
Комплекс апарт-отелей VALO

- Первую очередь на 750 номеров вы должны сдать уже во втором квартале. В каком состоянии стройка? Успеваете к намеченному сроку? 

- Степень готовности высокая: ИТП запустили, тепло подано, все сети полностью готовы, оборудование установлено, идут отделочные работы в подвале и с 4-го по 18-й этаж. 

Планируемый срок ввода первой очереди – II квартал 2019-го. Это касается обеих секций: для долгосрочной и краткосрочной аренды.

До конца января будут готовы шесть пилотных номеров с меблировкой. На этапе шоу-рума мы отрабатывали дизайн мебели, а с запуском пилотных номеров начнётся привязка мебели к конкретным планировкам. Выбираем производителей, с которыми будут отработаны эталонные номера и график поставок. Мы максимально готовимся к тому, чтобы соблюсти все сроки и по оснащению. 

- Продажи начались ровно два года назад. Сколько апартов реализовано? Какие метражи пользуются наибольшим спросом? Сколько тогда стоил самый маленький номер и сколько сегодня?

- В первой очереди реализовано 88% юнитов, в продаже осталось порядка 90 номеров. Во второй продано 450 апартов – 56,5%. Суммарно на конец декабря 2018-го реализовано 1110 апартаментов, то есть примерно 73%. Всего у нас три очереди, в продаже две. На старте продаж самый маленький номер (22,3 кв.м) предлагали за 2,2 млн рублей, сегодня такой же номер стоит 3,05 млн. «Квадрат» подорожал с 97 945 до 133 372 рублей. Если смотреть по динамике цен, рост капитализации за два года составил 56% по первой очереди и 22% – по второй. 

Наиболее востребованы самые маленькие апарты в 22-25 кв.м. Это общемировая тенденция: в современных отелях «три звезды» основной номерной фонд – это 16-20 кв.м. 

С добавлением кухонной зоны получаем оптимальный размер в 20-25 метров. Акцент делается на инфраструктуру комфорта в отеле. Граждане это понимают, ведь их интересует экономика инвестиций, а маленький метраж обеспечивает им высокую доходность.

- Покупатели расплачиваются сразу или прибегают к рассрочке?

- По-разному. Со старта продаж 46% сразу оплатили полную стоимость, 39% воспользовались рассрочкой, порядка 15% – ипотекой. С прошлого года доля единовременной оплаты выросла до 70%. Это объяснимо, так как приближается ввод объекта.

- Какова структура покупателей, кто и для каких целей приобретает номера? 

- До 80% – это профессиональные инвесторы. Большинство из них раньше покупали квартиры для сдачи в аренду, теперь вкладываются в апарт-отель Valo. Из них порядка 9% – «оптовики». Небольшой процент граждан берёт юниты для детей-студентов или родственников. Они в любом случае в будущем планируют сдавать их в аренду либо продать как ликвидный бизнес.

- Вы передаёте апарты с полной чистовой отделкой. Во сколько обойдётся меблировка? Насколько она различается для двух категорий номеров?

- Минимальная стоимость оснащения — 500 000 рублей за студию, включая всё, вплоть до постельного белья. Однокомнатный номер — 625 000, двухкомнатный — 750 000 рублей вне зависимости от метража. Оснащение номеров для долгосрочной и краткосрочной аренды одинаковое. 

- Какая из трёх доходных программ пользуется большей популярностью? 

- Программа «Прогрессив», где предполагаемый доход –от 14%. Условно это краткосрочная аренда.

18 декабря 2018
Азбука апартаментов
Д – ДОХОДНЫЕ ПРОГРАММЫ
video overlay

- Это некая стабильная сумма, которую клиент будет получать ежемесячно? 

- Нет, это предполагаемая доходность, там нет фиксированной гарантированной выплаты. У нас был небольшой объём гарантированных программ («Гарант»), где мы обязались, что после запуска отеля ежемесячно выплачиваем собственнику 29 000 рублей. В прошлом месяце мы закончили эту программу. Она пользуется спросом, но несколько меньше, чем «Прогрессив». Есть ещё программа «Классик» с доходностью порядка 9%, она ориентирована на формат долгосрочной аренды.

- Какие апарты покупают больше: для краткосрочной или долгосрочной аренды? 

- Для краткосрочной, их порядка 90%. Но это не из общего объёма выведенных на продажу апартаментов, а из тех, где были предложены программы доходности.

- В проекте предусмотрен большой фитнес-центр со spa-зоной. Выбран ли оператор? Помещения спортклуба и других объектов инфраструктуры будете продавать или сдавать в аренду?

- Мы продолжаем переговоры с петербургскими и московскими операторами фитнеса и spa, выбираем. Хотим создать качественный спортклуб с 25-метровым бассейном, хотим удивить рынок, чтобы дополнительно привлекать клиентов. Это влияет на доходность. Любая инфраструктура, особенно фитнес, — неотъемлемая часть гостиничной индустрии. Операторы заинтересованы, у нас очень привлекательная локация. Поток просчитан и на коммерческие помещения, которые мы выводили в продажу; их быстро раскупили, потому что бизнес понимает, какой здесь будет трафик. Встройки были проданы под банк, пекарню, кафе, клинику, аптеку. 

Помещения под фитнес и ресторан будем сдавать в аренду, они останутся в собственности застройщика. Также в нашем проекте предусмотрены конференц-залы, коворкинг, лобби (порядка 400 кв.м) и помещения для УК. 

- Из конкурирующих проектов географически к вам ближе комплекс «Салют!». В чём ваше преимущество? 

- Первое – локация. Мы находимся прямо напротив станции метро «Бухарестская», а проект «Салют!» удалён на 1,5 км от «Звёздной». Наше преимущество — это близость и к центру города: 10 минут в подземке — и уже Гостиный Двор, 30 минут на машине – и вы в аэропорту. Динамично развивающийся район – рядом несколько крупных торговых центров, три высших учебных заведения. Также одно из преимуществ: отсутствие массовой жилой застройки вокруг метро «Бухарестская».

- Каков потенциал локации? Планируются ли в ближайшем окружении объекты, которые будут обеспечивать постояльцев для вашего комплекса? 

- Территория развивается, вокруг запланированы торговые и офисные центры, музеи. Главный потенциал – развитие деловой и транспортной инфраструктуры. В ближайшие годы появятся ещё три станции метрополитена: «Дунайская», «Проспект Славы» и «Шушары». В Генплане заложены пробивка улицы Салова до Невы и далее мост в створе улицы Коллонтай; проектируется ВСД, который пройдёт неподалёку. Всё это улучшит транспортную доступность и обеспечит дополнительный поток клиентов.

- Основная аудитория, на которую вы рассчитываете, — это туристы и студенты? 

- Студенты, деловой и развлекательный туризм, делаем упор и на корпоративных клиентов. Заложенная инфраструктура позволяет привлекать широкую аудиторию. Наша УК уже работает, создаёт план загрузки, плотно общается с площадками бронирования, с корпоративными клиентами. Мы сотрудничаем с профессиональным консультантом — компанией Hospitality Management, которая имеет большой опыт в гостиничной индустрии. Она принимала участие с начала проектирования – на этапе, когда мы закладывали все гостиничные технологии проекта. Мы изучали проекты апарт-отелей других участников рынка и анализировали весь гостиничный и арендный рынок. У нас есть свой аналитический отдел, который отслеживает все тенденции в гостиничной отрасли в Петербурге, в России и на международном рынке.

- Гостиничный бизнес — наиболее сложный, особенно в управлении. Рынок апарт-отелей только формируется, зарекомендовавших себя УК практически нет. Как собираетесь решать эту задачу? 

- Мы создали собственную УК — Valo Service, чтобы она качественно управляла эксплуатацией комплексом, а также обеспечивала загрузку гостиницы.  

На сегодня у нас есть компания Hospitality Management, которая совместно с УК разрабатывает бюджеты для подготовки нашего отеля к открытию и концепцию управления. В будущем мы рассматриваем возможность привлечения международного гостиничного оператора.

- Сложно ли пройти сертификацию и получить «звёзды»? 

- В 2018-м с сертификацией было проще, теперь требования сильно ужесточились. Те проекты, которые изначально закладывались как «псевдожильё», сегодня невозможно переделать под гостиничные требования, просто добавив элементы гостиничной инфраструктуры. Нужны дополнительные помещения и лифты, лобби определённой площади, номерной фонд для маломобильной группы клиентов, столовые и душевые для персонала, отдельные помещения для хранения их вещей и инвентаря. Они проектируются и строятся по определённым гостиничным стандартам. Гостиничные технологии требуют довольно много площадей, в «жилых» проектах их просто нет.

- По итогам года продажи апартов в Петербурге удвоились. Как вы оцениваете перспективы? 

- Рост продолжится, как и активность покупателей. На рынке жилья наблюдается определённая стагнация, доходность инвестиционных квартир, как и депозитов, минимальна. На этом фоне гостиничный сектор очень привлекателен, и доходность здесь существенно выше.  Инвестор меняется, он становится всё более профессиональным. Большинство задаёт правильные вопросы: «Насколько проект будет ликвиден в ближайшие пять-десять лет?», «Какие решения заложили для этого?».

- И что вы отвечаете?

- Мы говорим про гостиничные технологии, показываем оснащение на примере шоу-рума. Например, какие столешницы используются, какое постельное бельё, шторы. 

Всё оснащение разрабатывается с учётом гостиничных требований для долгосрочной эксплуатации номера, а также для быстрой и качественной уборки. 

Оснащение, которое мы демонстрируем в шоу-руме, прорабатывали в несколько этапов, и сегодня оно уже соответствует уровню отеля «четыре звёзды». И когда мы демонстрируем его инвесторам, они понимают, как тщательно проработана технология. Такой же подход к общественным пространствам и гостиничной инфраструктуре. Мы стараемся сделать так, чтобы пребывание каждого гостя было комфортным, – мы предлагаем широкий набор опций: фитнес-центр, spa, коворкинг, рестораны, конференц-залы и пр. Мы создаём серьёзную конкуренцию классическим гостиницам.

- Когда планируете открыть первую очередь апарт-отеля? 

- Во втором квартале 2019-го – ввод в эксплуатацию, в декабре – передача ключей дольщикам, открытие отеля – в первом квартале 2020 года.