Апартаментам придётся меняться
Пик кризиса ещё впереди. Но уже сейчас девелоперы и инвесторы примеряются к условиям, которые сложатся после «шторма».
Главные вызовы времени – падение платёжеспособности граждан, снижение спроса на жилые и коммерческие объекты, включая апартаменты. Денег на рынке недвижимости станет меньше – но ведь и объекты, позволяющие извлекать пусть небольшой, но надёжный доход, тоже будут в дефиците.
На очередном онлайн-семинаре NSP мы обсуждали сегодняшние и перспективные проблемы апарт-отелей с Екатериной Лисовской, генеральным директором отельного оператора PLG.
Гостиницы с началом карантина пустуют; апарт-отели чувствуют себя чуть получше, но переводят номера, ориентированные на краткосрочное пребывание, – в сегмент долгосрочной аренды. Некоторые даже предлагают «услуги по самоизоляции». Деньги, ранее концентрировавшиеся у вершины пирамиды (там, где «пять звёзд»), спускаются в нижние слои атмосферы. Что дальше? Апарт-отелям уровня «три звезды» предстоит вступать в реальную конкуренцию с жилой арендой и «бабушками у вокзала»?
Обычные квартиры вряд ли в перспективе составят конкуренцию апартам, считает Екатерина Лисовская. Если договор аренды в жилом фонде не регистрируется, то, скорее всего, владелец не платит НДФЛ, такие отношения юридически уязвимы. Если хозяин сдаёт квартиру на короткий срок – возникнут вопросы у соседей: оказывать гостиничные услуги в жилых домах запрещено. Кроме того, есть ещё фактор безопасности, наличия сервисов. Но снижать стоимость проживания собственникам апартаментов придётся. Значит – неизбежны сложные переговоры с управляющей компанией.
Кстати, в ходе дискуссии в чат пришло вполне конструктивное предложение: ввести в практику «гибридные» договоры, с гарантированной постоянной частью и с переменной, зависящей от дохода.
«Туристическая отрасль начнёт восстанавливаться не раньше чем через год, весной 2021-го, – говорит Екатерина Лисовская. – И на докризисный уровень уже не вернётся. Мы потеряем часть делового туризма: те, кто оценил удобство и экономичность делового онлайн-общения, видеоконференций, вряд ли будут готовы тратить деньги на разъезды. Организаторам бизнес-событий придётся поднимать качество контента. Встречи ради престижа, ради тусовки будут не в моде…»
Кроме того, снизившиеся доходы приведут к пересмотру набора сервисов. Портал NSP.ru перед семинаром провёл опрос на тему: какие заведения внутри апарт-отеля и рядом с ним помогут обеспечить заполняемость? Мы предложили пользователям выбрать предпочтительный ответ из нескольких вариантов. И получили вот такие результаты.
- Ресторан – главное, остальное вторично – 2,38%.
- Недорогой фаст-фуд и умеренный сервис первой необходимости – 31,4%.
- Главное, чтобы метро было рядом, а больше ничего и не надо – 6,67%.
- Если проект в центре города, то он сам по себе обречён на успех – 21,67%.
- Чем больше опций, тем лучше. Так что и фитнес-зал пригодится, и супермаркет – 37,14%.
Так что после кризиса на плаву окажутся гибкие – те, кто готов меняться.
ЗАПИСЬ СЕМИНАРА ДОСТУПНА по ссылке...