Большая смена вывесок
На Большом проспекте Петроградской стороны меняют вывески: не все бутики и рестораны переживут кризис.
С 8 июня Смольный разрешил открывать непродовольственные магазины до 400 кв.м. Главная торговая улица Петроградки оживилась, но не вся: местами попадаются большие «проплешины», образовавшиеся от пандемии.
Мы прошлись по респектабельному торговому коридору в тёплый день. На улице народу немного, ещё меньше людей в торговых помещениях, гостеприимно распахнувших двери после объявленных послаблений. Если не брать в расчёт продовольственные лавки, больше всего клиентов в магазинах обуви, а также в бутиках, торгующих нижним бельём. На входе некоторых магазинов – предупреждения: без масок и перчаток не входить!
Навынос
Все «живые» предприятия общепита работают навынос: «Теремок», «Столовая 5+» (торгует шавермой), пекарни-кондитерские, «Сушиwok», Mozzzarella bar, «Додо пицца», Mama Roma, «Красное море» (йеменская кухня), кафе «Север» и пр. В «Теремке», в начале Большого проспекта, даже наблюдалась небольшая очередь из пришедших за заказами. Ресторан Mama Roma привлекает внимание прохожих большим баннером: «Доставим Италию на дом». В кафе от фабрики им. Крупской можно запастись «гормонами счастья» (шоколадки и конфеты) и взять кофе с собой.
Но в сегменте общепита уже начались потери. Ресторан Trattoria da Stefano на Большом пр., 1 закрылся, владельцы помещения ищут арендатора. В этом же доме ресторан «Напарах» не работает; табличка гласит, что блюда можно заказать по телефону. Кухни-бара Barvin в доме 26 больше не будет, помещение сдают в аренду. Закрыт ресторан Tokio City в доме 30, даже навынос ничего не предлагают, а дальнейшая судьба заведения неизвестна. В доме 74 весной должны были открыть «Хачапури & вино», но весна нынче не задалась; плакаты на окнах помещений уже разрисовывают любители граффити. Похоже, хачапури ждать не стоит...
На Большом пр., 82 закрыто кафе «Тарелка», никаких пояснений нет, внешне помещение производит впечатление совсем заброшенного. Beerburger тоже закрыт, хотя на окнах указано, что пиво навынос продадут со скидкой 30%.
Отель «Введенский» откроет летнее кафе перед зданием. Рабочие перекрыли забором часть тротуара и что-то там монтируют. Работы оформлены официально, разрешение от КГИОП получено в апреле.
Кстати, номера в самой гостинице в период пандемии предлагают со скидкой до 70% от прайса.
Продуктовых точек на Большом проспекте немного. Вместо закрывшегося магазина сети «СемьЯ» (от ТД «Интерторг»), заработал второй «Вкусвилл»; в ТК Apriori функционирует «Азбука вкуса»; на углу Большого пр. и Зверинской ул. – магазин «Здоровая еда и экокосметика».
Шопинг с отдельным входом
После смягчения ограничений открыли двери практически все местные магазины одежды и обуви: «Великие люди», Sela, Lee и Wrangler, Armani, Max Mara, Karl Lagerfeld, «Ия Йоц», Baldinini, «Кенгуру», «Саламандра», «Эконика» и др. Покупателей практически нет, в лучшем случае – один-два человека. Ритейлеры, похоже, и тем рады. Работают «Свадебный салон» и бутики нижнего белья (Golfstream, Calzedonia, «Дикая орхидея», Tezenis). В них наблюдается хоть какая-то «движуха». На этом фоне абсолютными безжизненными выглядят магазины Kerama Marazzi (керамическая плитка), Bork и Samsung (бытовая техника и электроника), а также бутики Miele и Re: Store, хотя все они работают.
Часть магазинов не функционирует, например, закрыты французский бутик Un jour Ailleurs на Большом пр., 12 и бутик Kid Space в доме 25, на время или навсегда – неизвестно.
Как и в предыдущие кризисы, во время пандемии в сегменте «фэшн» стали активнее меняться арендаторы, растёт доля вакантных площадей. Бутик «Вкус моды» освободил помещение на Большом пр., 67 и переехал в начало торговой улицы – в дом 16; съехал из помещения в доме 41 магазин одежды Harmont & Blaine.
Bosco di Ciliegi после пожара так и не вернулся на Большой, 59. Напомним, в январе 2018-го Bosco закрыл два монобрендовых бутика на Большом пр., 16 и полностью переехал в здание на Большом пр., 59, заняв там почти 2000 «квадратов». Здесь были представлены основные бренды Bosco di Ciliegi: одежда и аксессуары марок La Perla, Brooks Brothers, Marina Rinaldi и Max Mara. В ноябре 2018-го в этом здании произошёл крупный пожар, охвативший все три этажа. После этого Bosco вернул бутики Marina Rinaldi и Max Mara на прежнее место, а слегка отремонтированные после пожара помещения в доме 59 до сих пор пустуют. На окнах остаются принты с логотипами Bosco di Ciliegi. Лишь небольшой уголок первого этажа занимает бутик кофемашин Nespresso. На остальные площади брокеры ищут арендаторов.
В угловом помещении дома 61, судя по рекламному баннеру, скоро должен открыться первый в Петербурге бутик голландского бренда Suitsupply. Изначально это был бренд премиальной мужской одежды, но с 2018-го голландцы начали развивать и женское направление.
Галерея бутиков Apriori закрыта полностью, лишь в цоколе функционирует продуктовая «Азбука вкуса».
Многие стремятся к запертым дверям универмага японского ритейлера Uniqlo на площади Льва Толстого (в Доме мод), где компания открыла первый магазин в формате стрит-ритейл, арендовав 1528 «квадратов» на двух этажах. Но пока не разрешено работать торговым объектам такого размера, можно открывать помещения лишь не более 400 кв.м.
«Поскольку безопасность клиентов и сотрудников является нашим главным приоритетом в магазинах по всему миру, необходимо дополнительное время для всесторонней подготовки магазина к открытию в сложившейся ситуации. Мы снова откроем двери магазина, как только будем уверены, что ничто не угрожает сотрудникам и посетителям… Следите за новостями на сайте и в социальных сетях...» – сказано в объявлении на дверях универмага.
Дорогие мелочи
На Большом открылись все магазины, торгующие косметикой и парфюмерией: «Улыбка радуги», «Л'Этуаль», «Индустрия красоты», «Подружка», «Иль де Боте» и «Рив Гош». Единственное исключение – парфюмерный магазин «Ив Роше» в доме 92.
Ювелирных салонов на главной улице района поубавилось. Сеть «Платина Кострома» оставила помещение на Большом пр., 35, и оно пустует. Но работают салоны «Белла» и «Галерея Михайлова».
Непросто в эти дни купить букет цветов (в дополнение к белью и конфетам). «Цветочный салон» в начале Большого торгует только сопутствующими товарами (грунт, удобрения, горшки, семена и пр.). Цветы можно купить лишь в большом павильоне сети «Оранж» на Большом пр., 62–64.
Зато есть пища для ума в «Буквоеде».
Туго на проспекте и с товарами для дома. Магазин Blumarine Home-Petersburg (текстиль для дома и посуда) в доме 22–24 закрыт, причём, похоже, навсегда. Покинул насиженное место на Большом пр., 27 дом посуды «Фарфолле»; вывеска гласит, что магазин переехал на Съезжинскую улицу. Закрылась единственная здешняя галерея мебели...
Отдельные участки Большого проспекта вызывают уныние. Пустуют помещения в домах 13, 15, 28, 47 и др. Безжизненными выглядят встройки на Большом пр., 76–78, откуда съехали все арендаторы, кроме магазина техники Bork.
В целом же Большой почти такой же, как до кризиса и карантина.
До начала ограничительных мер, по данным Анны Лапченко, руководителя отдела торговой недвижимости Knight Frank SPb, ставки на аренду помещений на Большом пр. П.С. варьировались от 2000 до 4500 рублей за кв.м в месяц. Она допускает, что к концу года ценники могут снизиться на 15–20%.
Перед гостиницей обустраивают летнее кафе.