НАШ ЦИТАТНИК: «Мы сейчас видим возвращение к уровню первого квартала этого года, когда рынок еще не был так разогрет. По семейной ипотеке по итогам 2024-го может быть предоставлено 2,2 трлн рублей, что в целом сопоставимо с результатами прошлого года...» Эльвира Набиуллина

24 ноября, 05:19

Увеличат ли льготные ставки по ипотеке за второго ребенка спрос на жилье в новостройках? И вырастет ли рождаемость?

3 декабря 2017 в 20:00

Президент распорядился поддержать бюджетным рублем рождаемость и строительство одновременно. Семьям, в которых второй ребенок родился в 2018 году, обещают новостройки в ипотеку под 6%
на три года, если третий (и более) — на пять лет. (Подробнее см. на стр. 5.) Увеличит ли эта мера спрос
на жилье в новостройках? Если да — примерно на сколько? Приведет ли такой шаг к заметному увеличению рождаемости? Задумываются ли покупатели, что будет после окончания льготного периода?

Ольга КОЗИМЯНЕЦ, директор по продажам ГК «Доверие»:
– Незамедлительного эффекта программа не даст: граждане, которые захотят завести второго ребенка, вряд ли смогут с 1 января 2018 года выполнить главное условие получения субсидии. Тем не менее в более отдаленной перспективе это может стать одним из стимулов при принятии решения о расширении семейства.
Задумываться о сроках и условиях погашения кредита, конечно, будут. Сегодня покупатели довольно щепетильно относятся к приобретению недвижимости. В целом на размер ежемесячного платежа новая субсидия значительно не повлияет, но уменьшит общую переплату по кредиту.

Сергей ТЕРЕНТЬЕВ, директор департамента недвижимости группы «ЦДС»:
– Любые меры, направленные на поддержание ипотечного кредитования, положительно отражаются на рынке недвижимости. Предложенные решения, безусловно, привлекут внимание к первичному рынку. Не секрет, что очень многие люди, имеющие маленьких детей, откладывают покупку квартиры, так как для них иногда непосильны расходы на ребенка и платежи по кредиту. Снижение ставки на 3,5% позволит существенно уменьшить ежемесячный платеж, что сделает приобретение жилья доступным для более широкого круга покупателей.
Пять лет, на которые предполагается субсидировать ставку, — это весьма долгий срок, в течение которого многое может измениться в жизни молодой семьи. В частности, ребенок станет более самостоятельным, и второй родитель сможет вернуться к работе. В течение этих пяти лет семья получит готовую квартиру. Этот актив можно использовать не только для улучшения жилищных условий, но и для сдачи в аренду. Также после переселения можно продать старую квартиру и погасить ипотечный кредит. Таким образом, покупатели останутся в выигрыше.

Виталий ВИНОГРАДОВ, директор по маркетингу и продажам «Лидер Групп»:
– Введение программы увеличит спрос, поскольку она предоставляет больше возможностей приобрести жилье самой заинтересованной покупательской аудитории — молодым семьям с детьми.
Низкая ставка вкупе с материнским капиталом, который часто используется для первоначального взноса, — действительно хорошая возможность улучшить жилищные условия на выгодных условиях, и желающих ее не упустить будет достаточно. Но к заметному увеличению рождаемости программа вряд ли приведет.

Елизавета ЯКОВЛЕВА, руководитель маркетинга и аналитики «Лаборатории МЕТРОВ»:
– Однозначно, такие заявления приведут и к росту рождаемости, и к всплеску спроса на жилье. Знаю лично нескольких человек, которые уже планируют воспользоваться льготами. Все-таки демографические проблемы в нашей стране лежат в области экономики, поэтому будущим мамам нужна в первую очередь финансовая помощь.

Елена ВАЛУЕВА, директор по маркетингу Mirland Development Corporation:
– Безусловно, любые меры, направленные на удержание ипотечной ставки на низком уровне, стимулируют продажи квартир. Учитывая, что большая часть покупателей — семьи с детьми, полагаю, что рост продаж будет, на сколько — оценить не возьмусь. Большинство наших людей — оптимисты по природе, многие пережили не один кризис. Поэтому думаю, что стимулирование ставки даже на ограниченный срок — это лучше, чем ничего, и людей не остановит ограниченность акции во времени. К тому же, по статистике, ипотечные кредиты гасят гораздо раньше срока. Что касается рождаемости, по крайней мере, она не должна снизиться.

Тамара ПОПОВА, руководитель отдела развития продуктов и разработки концепций компании «Северный город»:
– По статистике, значительная доля ипотечников погашает кредит за семь лет. Поэтому три-пять лет по льготной ставке — действительно неплохая мера для повышения спроса на новостройки. Влияние на рождаемость предсказать сложно, но можно предположить, что, прежде чем предлагать новые льготы, правительство проанализировало эффективность предыдущих (материнского капитала, субсидированной ставки).

Александр КИРИЯТСКИХ, руководитель проектов девелопмента и развития территорий Becar Asset Management Group:
– Вряд ли эта мера ощутимо увеличит спрос на первичном рынке. По крайней мере, в конце этого — начале следующего года рост может колебаться в районе 0,5–1,5%. А вот на изменение демографического тренда такая мера однозначно повлияет. Экономический фактор учитывается одним из первых при планировании ребенка в семье. В последние полгода мы видим демографический спад — новые меры поддержат семьи. Если ставка поменяется через три года и до этого момента государство готово поддерживать льготные условия, нет никакой проблемы: семьи склонны планировать свои расходы. Покупка квартиры — отнюдь не импульсивная.

Александр ПЕРМИНОВ, исполнительный директор «Паритет Групп»:
– Думаю, для повышения рождаемости в нашей стране нужна комплексная государственная программа. А меры по предоставлению льготной ипотеки можно рассматривать лишь как первый шаг на этом пути. Если же правительство думает ограничиться только этим, заявленной цели вряд ли удастся достичь: ни рождаемость, ни спрос на жилье всерьез поднять не удастся. Мне кажется, вопрос об увеличении численности населения — ключевой в современной геополитике России, если его не решить, нас ждет не самое светлое будущее.
А вообще, госпрограммы — это хорошо, но надо начинать с себя: у меня трое детей, и я не думаю на этом останавливаться.

Максим ЕЛЬЦОВ, генеральный директор Первого ипотечного агентства:
– Спрос увеличится, по моим предварительным подсчетам, процентов на пять. И это проявится накопленным итогом — в 2020 году и позже, детей-то ведь надо еще родить, а это не так быстро происходит. Потом надо принять судьбоносное решение и взять кредит. Мало кто решится сделать это сразу, когда мама сидит дома и семья с двумя-тремя детьми живет на одну отцовскую зарплату. То, что льгота дается не на весь срок кредитования, а на три — пять лет, еще сильнее корректирует радужные ожидания.
То же и с рождаемостью. Безусловно, как дополнительный стимул это сработает, кто-то заинтересуется возможностью сэкономить на ставке и поспешит с рождением второго ребенка. Большинство, однако, здраво взвесят предстоящие трудности.
Мера хороша тем, что при относительно небольших бюджетных затратах даст масштабный PR-эффект. Я не думаю, что для этого потребуется 10 млрд рублей в год, как подсчитал кто-то из коллег. На эту сумму точно не нарожаем. Но люди у нас любят, чтобы о них заботилось государство. В этом, кстати, есть определенная опасность: можно втянуть в ипотеку тех, кто слишком серьезно рассчитывает на поддержку государства и неверно оценивает предстоящую нагрузку на свой бюджет.

Татьяна ХОБОТОВА, начальник отдела ипотечного кредитования ВТБ24 в Петербурге:
– Спрос увеличится точно, материнский капитал плюс льготная ставка — это весьма выгодно. Но массового эффекта не будет. Может быть, мы увидим рост на 10–15%. На рождаемость обещание президента повлияет положительно. Думаю, что хорошо проведенные новогодние каникулы дадут всплеск рождаемости в сентябре-октябре 2018 года, а с 2019-го начнет расти спрос на жилищное кредитование. Конечно, некоторые такие заемщики действуют в логике «главное — ввязаться в бой», но большинство, решаясь на ипотеку, на что-то рассчитывает: на помощь родителей, на продажу другой недвижимости, на заработки жены после декрета. По моим наблюдениям, здравый смысл в людях сильнее авантюризма, а в последние годы он вообще побеждает с большим перевесом.

Александр РОМАНЕНКО, президент корпорации «Адвекс. Недвижимость»:
– На увеличение рождаемости эта мера не повлияет. На разницу между реальной и льготной ставкой вырастить, прокормить и обучить ребенка — нереально. Не думаю, что будет заметное увеличение спроса на новостройки.
А вот насчет того, как будет жить большая семья, когда льготный период закончится… Эти льготы на три–пять лет — такой маркетинговый ход, чтобы побольше граждан втянуть в ипотеку. У нас, к сожалению, практически отсутствует культура планирования — и в бизнесе, и в жизненных стратегиях. Мало кто строит планы на 5–10 лет, в лучшем случае — на год-два. «Там видно будет». Да и жизнь у нас такая интересная, и решения власти бывают настолько непредсказуемы, что вкус к долгосрочным стратегиям выработать сложно. То «долевку» отменят, то ЖСК запретят…

Павел АНДРЕЕВ, генеральный директор компании «Л1»:
– Дотирование ставки — это фактически снижение цены. А любая скидка привлекает некоторое количество покупателей. Так что эффект, несомненно, будет. Впрочем, не думаю, что очень заметный и долгосрочный. И срок действия льгот с точки зрения бизнеса тоже продуман грамотно. Большинство наших сограждан как раз на два-три года и может свою жизнь рассчитывать, на больший срок вперед не заглядывают.