Историческое «омоложение»
Петербургский депутат Алексей Ковалёв уверен, что КГИОП незаконно меняет время постройки исторических зданий ради выгоды застройщиков, и просит губернатора разобраться с этой потенциально коррупционной практикой.
Запрос депутата к градоначальнику утвердило Законодательное собрание. Речь идёт о зданиях, расположенных в границах объединённых зон охраны объектов культурного наследия. Помимо прочих ограничений закон запрещает здесь и снос исторических зданий, которыми считаются объекты, построенные до 1917 года включительно. Для любой реконструкции или строительства требуется положительное заключение КГИОП. Год постройки должен определяться исходя из учётно-технической документации и данных технической инвентаризации. Эти документы хранятся в архивах ГУИОН, и в них нельзя внести изменения.
Однако, как пишет Алексей Ковалёв, при подготовке заключений КГИОП, игнорируя прямое указание закона, использует иные документы, предоставленные застройщиками. Например, выписки из ЕГРН, данные в котором, в отличие от данных архива, могут произвольно меняться по инициативе владельца недвижимости.
«Это приводит к тому, что любой застройщик по собственным критериям может потребовать от КГИОП признать здание «не историческим», получив разрешение на снос. А комитет по своей, ничем не ограниченной воле может согласиться с этим мнением. КГИОП де-факто отходит от нормы закона и в частном порядке договаривается с застройщиками насчёт изменения года постройки мешающих новому строительству исторических зданий. Неопределённая процедура с неопределёнными вводными и результатами означает потворство коррупции», – уверен Алексей Ковалёв.
В пример он приводит несколько конкретных адресов: Невельская ул., 8; Малый пр. В.О., 55, корпус 1; Петроградская наб., 34, литера В. Он просит губернатора дать правовую оценку действиям комитета, а также оценить с точки зрения законодательства о борьбе с коррупцией тот факт, что чиновники берут на себя неограниченные полномочия изменять год постройки зданий.
В Петербурге действительно много градостроительных конфликтов, связанных с «помолодевшими» историческими домами. Порой градозащитникам и жителям удаётся отстоять эти объекты, а иногда доказать изменение данных о времени постройки не получается.