НАШ ЦИТАТНИК: «Система долевого строительства настроена так, что чем меньше средств на счетах эскроу, тем выше ставка для застройщика. Поэтому мы как антикризисную меру разрешили девелоперам сдвигать чуть вправо срок ввода, чтобы гарантированно достроить дома...» Марат Хуснуллин

18 сентября, 15:23

«Более 70% наших гостей – молодые люди до 30 лет»

9 марта 2021 в 07:58

Ровно год назад, в марте 2020-го, открылся первый апарт-отель VALO на 750 юнитов. Одновременно начались продажи апартаментов под брендом Mercure международного оператора Accor. О том, что произошло за год, об изменениях в составе гостей и в предпочтениях инвесторов мы беседуем с Мариной Сторожевой, директором по продажам комплекса апарт-отелей VALO.

Марина Сторожева
Сторожева Марина
управленец и идеолог проекта VALO
Комплекс апарт-отелей VALO

– Вице-премьер Хуснуллин обещает, что закон об апартаментах будет принят «до конца 2021 года»... Имеет какой-то смысл ориентироваться на будущие (предполагаемые) нормы или разумнее вести бизнес, как он шёл? Как влияют на покупателей противоречивые заявления чиновников? Или уже не влияют?

– Конечно, мы вынуждены обращать внимание на высказывания и заявления первых лиц. К сожалению, такие выступления не влекут за собой конкретных последствий – например, подготовки и публикации законопроектов, чтобы их можно было обсуждать конкретно. Наоборот: увеличивается неопределённость. И с каждым вторым покупателем мы вынуждены это обсуждать, вести разъяснительную работу. Клиенты тоже всё это слышат, читают, задают вопросы.

Если посмотреть на историю возникновения нашего сегмента – он с самого начала был не вполне понятным, вызывал неоднозначные оценки. И при этом всегда оставался устойчивым бизнесом. С момента, когда мы вышли на рынок, с 2017 года, мы слышим эти разговоры: то обещают запретить, то поменять правила.

– О чём именно спрашивают клиенты?

– Что будет со статусом апартаментов. Мы отвечаем, что власть ещё сама не определилась. Я считаю, что к любому сценарию рынок сможет адаптироваться. Если часть апартаментов признают жилыми помещениями – это приведёт к увеличению объёмов псевдожилья. Такой шаг даст дополнительные возможности тем, кто покупал с целью проживания. У них появится возможность зарегистрироваться. Но вероятность, что в статус жилых переведут апарт-отели, мы оцениваем как крайне низкую. Они иначе строились, под другие требования.

Кроме того, есть устойчивый спрос на долгосрочные инвестиции. Будут появляться проекты без кухонь, в числе инвесторов появятся ПИФы...

– По данным Сбербанка, из-за закрытых границ в 2020 году в стране осталось около 24 млрд долларов, которые раньше граждане тратили на выездной туризм. Но вряд ли все эти деньги граждане израсходуют на внутренние поездки. Тем более карантинные ограничения ещё в силе. В какой мере внутренний туризм сможет заменить выездной? Не переманят ли к себе сограждан курорты (Сочи, Крым) и загородные турбазы? Сохранят ли притягательность большие города? 

– У отечественных туристов денег стало меньше. Рассчитывать на массовое возвращение иностранцев в этом году не стоит. Поездки в большие города станут более бюджетными – они уже и сейчас скромнее по затратам, чем пару лет назад. Считаю, что этим летом в Петербург приедет больше россиян, чем в предыдущие годы. Но заменить потоки дорогих зарубежных гостей наши сограждане не смогут. Это данность: мы уже не рассчитываем на иностранцев, мы перестроили весь маркетинг, работаем с туроператорами, делая ставку на внутренний туризм. Курортные отели сохранят спрос, отели больших городов отчасти восстановят загрузку, но не доходность. По данным сервиса «Едем-в-Гости.ру», в рейтинге популярности у россиян, если не брать в расчёт известные курорты, лидируют Абхазия и Петербург. Мы популярнее Москвы. Крупные города сохраняют привлекательность и в пляжный сезон. Avito фиксирует смещение интересов в сторону культурно-познавательного отпуска. По нашему проекту VALO мы также отмечаем высокую заинтересованность в экскурсиях. Клиенты хотят получить некую культурно-развлекательную составляющую. Корпоративный туризм сократился.

– Петербург лидирует по количеству жилья, сдаваемого в аренду (5,1%). Часть путешествующих отберёт квартирный сектор. На какие группы населения будут ориентироваться апарт-отели в 2021 году? Что меняется в составе покупателей (по сравнению с до-пандемийным периодом)? Как это отражается на наборе сервисов в апарт-отелях?

– Если смотреть средне- и долгосрочную аренду – командировочные, приезжие из регионов, студенты, IT-специалисты. У нас в отеле VALO сдано около 750 номеров, проживают более тысячи человек. Половина из регионов. При этом более 70% наших гостей – молодые люди до 30 лет. В январе выросла доля совсем молодых клиентов – до 20 лет. Они не хотят снимать квартиру – им неинтересно. Им нужны сервисы, нужны общественные пространства, обязательно – высокоскоростной интернет, возможность работать и проводить время. Возникает спрос на гостиничную инфраструктуру...

Для этого поколения большую ценность представляет время. Они ценят быструю реакцию на любую просьбу. Они не готовы стоять в очереди на регистрации, ждать рум-сервис.

Для этого мы, например, сократили норматив времени на регистрацию. У нас он меньше, чем в классических отелях. И увеличили число сотрудников на ресепшн.

Когда гости приходят в отель, мы им сразу предоставляем несколько вариантов экскурсионного меню – с ценами, с отзывами об экскурсоводах. Они готовы выбирать и меньше склонны самостоятельно думать. Не будут что-то подкручивать в своём номере – сразу нажимают кнопку вызова.

Честно признаюсь, мы к этому не были готовы, но мы меняемся и учимся на ходу.

– В сфере приобретения жилья доля частных инвесторов увеличилась в два-три раза – до 27,6%. Ощущается ли конкуренция (в сфере продаж) с жилым сегментом? Сравнивают ли покупатели доходность квартиры (в аренду или спекулятивную) и апартамента? 

– Состав наших инвесторов не изменился. В квартирном сегменте работают спекулятивные инвесторы: купить на старте, продать на финише.  Это краткосрочные инвестиции. Такой рынок был и раньше.

Для долгосрочных вложений почти ничего не меняется. К нам приходят грамотные инвесторы, они знают показатели, сравнивают доходность – подходят глубоко и основательно. Конечно, кризисная ситуация даёт некоторый отток инвесторов в спекулятивный сегмент.

– Аналитики отмечают приостановку роста цен в жилом сегменте...

– Да, мы осенью тоже видели резкий рост, это была эмоциональная составляющая, люди бежали вкладывать деньги, и далеко не все задумывались, что они будут дальше делать со своей недвижимостью. Мало кто из них собирался сдавать приобретённое жильё в аренду. Уверена, что будет спад продаж, и тогда посмотрим, как всё будет развиваться.

– Повлияет ли на продажи апартов начавшееся повышение ставок по банковским депозитам? Будет ли отток частных инвестиций в традиционные инструменты?

– Скорее всего, нет. Ставки будут расти медленно и очень ненамного. Гарантия по банковским вкладам ограничена суммой 1,4 млн рублей. Вклады делаются на короткий период, это скорее какой-то промежуточный инструмент. Есть ещё фактор нового налога на депозиты более 1 млн рублей.  

– Как менялись цены в VALO? 

– У нас цены продаж росли, опережая средние показатели рынка. За 2020 год в сегменте апартаментов стоимость «квадрата» увеличилась на 20-25%, в нашем проекте – на 34%. Это не было связано с текущей ситуацией – это плановый рост в зависимости от уровня готовности проекта. Мы продаём не выгоду от изменения цены, а доходность бизнеса. По мере приближения к сдаче сокращается срок окупаемости, приближается момент, когда апарты начнут приносить доход. Конечно, инвесторы это тоже учитывают.

В 2021 году мы планируем продать 430 апартаментов; за два месяца реализовали около 50 помещений в третьей очереди, средняя цена – 200 000 рублей за кв.м.

– Если сравнивать с жильём, это примерно соответствует бизнес-классу...

– Да, в третьей очереди мы строим отели четыре «звезды» – это уровень бизнес-класса.

– В жилом строительстве появляются новые проекты, приходят новые игроки. Как меняется конкуренция в вашем сегменте?

– Новых качественных проектов апарт-отелей мы практически не видим. Важно, что мы и наши коллеги задали определённую планку. Новые проекты в сегменте сервисных апартаментов должны будут сразу предъявить концепцию, соответствие гостиничным стандартам, соглашение с управляющей компанией и так далее. «Порог входа» повысился. Новые проекты время от времени заявляют, но пока не показывают и в продажу не выводят.

Это также, скорее всего, связано с неопределённостью правового регулирования. Но отсутствие такой «видимой» жёсткой конкуренции не означает, что мы можем произвольно завышать цены: инвестор, повторюсь, считает будущую выгоду от дохода. И чем дороже ему обойдётся приобретение, тем дольше оно будет окупаться, тем меньше желающих его купить.

– Какую же доходность вы обещаете инвесторам, допустим, в течение трёх лет после сдачи?

– Мы планируем доходность 8-10%. О каких-то фантастических 17-20%, которые раньше звучали в рекламных объявлениях, рынок уже забыл. Это и тогда было нереально, а теперь тем более.

– Когда планируете достроить комплекс апарт-отелей VALO?

– Ввод в эксплуатацию намечен на сентябрь 2022 года, запуск гостиницы – в конце будущего года. Не в полном объёме: у нас большой проект, 4 корпуса, 2080 номеров, поэтому не всё сразу.

– За прошлый год что вы пересмотрели и изменили в отношениях с арендаторами, в переговорах с инвесторами?

– Мы поняли, что у нас изменился гость. Мы его изучали, анализировали, делали тотальные опросы. И сделали упор на различные доставки продуктов, цветов, еды в номер... Мы сделали максимально расширенный сервис, насколько это было возможно. Хотите воду в 5-литровых бутылках – пожалуйста. Мы создали маркет-плейс. И продолжаем изучать запросы гостей каждый день.

Что касается покупателей, пандемийный период показал эффективность и гибкость формата. Сегодня востребована краткосрочная аренда, завтра – долгосрочная. Быстро переключаться может только апарт-отель, классическая гостиница этого не умеет. Инвестор понимает наше преимущество: мы показываем результаты гибкого подхода в данных загрузки, в преодолении фактора сезонности. Например: сейчас мы готовимся к летнему сезону. Раньше заключали договоры на пять месяцев, сейчас – на 1-2 месяца, чтобы максимально загрузить номерной фонд краткосрочными договорами. 

– Сеть отелей Accor закончила 2020 год с убытком в 2 млрд евро. Выручка компании сократилась на 60,5%, доходность номера в среднем упала на 62%. Это как-то повлияет на планы компании по сотрудничеству с VALO?

– В нашем партнёрстве ничего не изменилось. Более того: мы обсуждаем новые проекты, выход в регионы, варианты развития в Петербурге. Accor продолжает политику укрупнения, они ведь не собственники отелей...

– Годовщину праздновать будете?

– Сделаем небольшое специальное угощение для гостей. А сами – в рабочем порядке, для нас главное результат. Сегодня у нас загрузка 75-80%. Это очень приличный показатель, если учитывать не самый высокий сезон и общую ситуацию в отрасли. 922 номера, от 700 до 750 – сданы.

– Начинаете присматривать новые площадки?

– Конечно. Изучаем возможности в Петербурге. Нас также очень интересует Краснодарский край – как и всех отельеров, впрочем. Есть несколько проектов в работе, результаты пока не афишируем.