НАШ ЦИТАТНИК: «Яркий и эргономичный облик новостроек достигается не отделочными и конструкторскими решениями, а комплексным средовым подходом к проектированию и трендом на локальную идентичность места. Создание такой среды – главная задача для девелоперов...» Андрей Дербин

19 марта, 02:27

Газпром анонсировал создание у парка 300-летия трёх «островков». Как вам идея? И как оживить городские набережные?

Газпром анонсировал создание у парка 300-летия в Приморском районе трёх «островков» (гидротехнических сооружений) – с пляжами, базой водных видов спорта, инфраструктурой для сёрфинга и пр.
Как вам такая идея? Умеют ли в Петербурге использовать набережные и берега кроме как для проезда? Стоит ли «оживить» городскую акваторию и за счёт каких объектов? Какие проекты, где удачно задействована береговая зона, вы можете назвать (в городе, стране, мире)? Может быть, в портфолио вашей компании есть объекты, в которых обыгран waterfront? Какие решения в них использованы и с какими проблемами при их реализации пришлось столкнуться?

Анна Прозорова, директор департамента недвижимости ООО «Лахта Плаза»:
– Один из наших проектов – МФК «Лахта Плаза» – также расположен у парка 300-летия, на берегу Лахтинской гавани, только «Лахта-центр» находится с восточной стороны парка, а наш комплекс – с западной. Так что инициативу Газпрома можем только приветствовать: создание очередного центра спортивно-досуговой активности совпадает с вектором развития этой части Приморского района в целом. Условия для занятий сёрфингом и другими видами отдыха на воде привлекут горожан и туристов. А сама Лахтинская гавань, несколько лет назад выглядевшая заброшенной и необустроенной, преображается на глазах. Свет не сошёлся клином на стрелке В.О. и Дворцовой набережной, традиционно популярных у приезжих. Население Приморского района – более полумиллиона человек. Конечно, им нужны комфортные места для отдыха и занятий спортом.
На мой взгляд, потенциал береговых зон в Петербурге не используется и на 10%. Причин несколько. Во-первых, сезонность. У нас всё же не Египет и даже не Венеция – другая климатическая зона. Во-вторых, сложность оформления прав (на аренду набережной – один аукцион, на использование акватории – другой). В-третьих, большая часть набережных используется для движения транспорта, и для их приспособления в интересах горожан придётся разрабатывать альтернативные схемы для транспортных потоков.
 
Иван Черныш, исполнительный директор AAG:
– Благоустройство набережных с точки зрения урбанистики – это отличная возможность сделать городскую среду ближе к природе и комфортнее для жителей. Безусловной «классикой» являются приморские города, где организуют прибрежные променады с островками различных активностей: детскими и смотровыми площадками, спортивными уголками, ресторанами.
Понимая ценность близости к воде для своих покупателей, мы участвуем в благоустройстве набережных Охты и Оккервиля, в непосредственной близости от которых находится проект Alter. Формировать комфортную среду помогает диалог с жителями окрестных кварталов, который начался ещё до самого проектирования. Для нас любопытно было поучаствовать в проекте ещё и потому, что он строится на государственно-частном партнёрстве: половина финансирования обеспечивает бюджет Петербурга, а половину даёт компания AAG, помогая облагородить территорию. В итоге в бывшей промзоне, прежде закрытой для горожан, появится современное и насыщенное общественное пространство.
 
Александр Брега, генеральный директор корпорации "Мегалит":

– В Петербурге потенциал развития водной инфраструктуры действительно высок, вопрос лишь в том, как её развивать? Законодательство в этом плане предусматривает множество ограничений, а не возможностей. Безусловно, из этого правила есть отдельные исключения и проекты, в которых удалось качественно благоустроить набережные. Но в большинстве даже элитных объектов заявленная на этапе проектирования водная инфраструктура функционирует вполсилы. В этом плане начинать масштабную работу с водой под силу только крупным инвесторам, и хорошо, что у нас в городе они (или он) всё-таки есть.
 
Михаил Медведев, генеральный директор ГК "ЦДС":
– Проект Газпрома в береговой части у парка 300-летия – это, конечно, круто. Парк уже стал любимым местом отдыха петербуржцев, особенно – жителей Приморского района, и если здесь появятся новые дополнительные функции и возможности – это можно только приветствовать.
Вообще эта часть залива – от Лахты, через Ольгино, Лисий Нос, Сестрорецк и далее, к Репино и Зеленогорску, – освоена давно и неплохо. Здесь много людей, особенно летом, и немало вполне приличных объектов инфраструктуры. Сезонность, конечно, создаёт проблемы для развития бизнеса (что делать на заливе в ноябре?), но она же повышает ценность и притягательность этих мест в тёплое время года. Значение непосредственного выхода к воде выражено и в цене недвижимости: земля между береговой линией и Приморским шоссе стоит существенно дороже, чем участки, отделённые от воды трассой.
Собственная набережная – это, как правило, принадлежность жилых объектов бизнес-класса и выше. Интенсивно идёт освоение «промки» («Севкабель»). Заводы исторически строились у воды, пора им менять функцию.
Из свежих проектов можно привести в качестве примера парк в составе «Острова фортов» в Кронштадте. Отличное место для семейного отдыха!
 
Александр Орт, президент Группы компаний «ННЭ»:
– Одно очевидно, что берега рек, находящихся в застроенной части города, должны в любом случае быть благоустроены. Негоже, когда возле таких доминант, как, например, Ледовый дворец у станции метро «Проспект Большевиков», берега Оккервиля находятся в запустении, и по вечерам там страшно ходить.
Ведь есть очень хорошие примеры и попытки – благоустройство Муринского ручья, к примеру. Там предусмотрен целый комплекс мероприятий – и лыжни, и дорожки для езды на роликах или велосипедах, места для занятия другими видами спорта. Это была депрессивная территория, которая десятилетиями извергала неприятные запахи, а стала отличным местом для отдыха. То же самое в Кудрово, когда кварталы новостроек сразу преобразились и цена за метр возросла при окультуривании берегов той же речки Оккервиль.
Благоустройство поднимает статус прилегающих территорий и украшает город. К сожалению, неухоженных участков набережных у нас ещё очень много, даже включая главную водную артерию, если двинуться чуть дальше моста Володарского.
Ну а примеров рачительного подхода можно привести огромное количество. Один из свежих – променад в Баку, где на протяжении 5 км обустроена прекрасная территория, которая является местом притяжения не только для местных жителей, но и для туристов. А как красиво смотрится Гавана с её пятнадцатикилометровым променадом вдоль океана. Набережная в Ялте за последние семь лет претерпела серьёзные изменения и стала одним из достояний региона. Очень интересно оформлена набережная реки Великой во Пскове. В Москве есть парк Зарядье. Надеюсь и у нас в районе проспекта Добролюбова появится что-то аналогичное, а может, даже и лучше.
 
Игорь Кокорев, руководитель отдела стратегического консалтинга Knight Frank St. Petersburg:
– Более разнообразное и активное использование городских набережных и прилегающих к ним частей водоёмов – это значимый тренд на мировом уровне. В таких локациях традиционно создают парки, пирсы и пляжи. Есть и более оригинальные решения, которые, кстати, соответствуют нам по климату. Например, плавучий комплекс бассейнов Allas Sea Pool в самом центре Хельсинки. Опыт Петербурга в этом отношении пока более консервативен. Хотя количество положительных примеров постепенно возрастает: реконструирована набережная Карповки, появились прогулочные зоны у воды в Новой Голландии, зона отдыха на Южной дороге, набережная «Севкабель Порта» и др. Однако потребность в таких объектах далеко не удовлетворена. Так что проект у парка 300-летия может быть весьма востребованным, а также создаст дополнительную точку притяжения. Это хорошо укладывается в тренд полицентричности города.
 
Виталий Никифоровский, вице-президент ГК Springald:
– Острова у парка 300-летия – прекрасная идея. Вообще очень странно, что в городе, который стоит на воде, так слабо развита водная инфраструктура и водные виды спорта.
В Европе, да и не только там, если город на реке, то водное пространство используется на полную катушку – и как транспортная артерия, и для размещения плавсооружений, предназначенных для досуга горожан. У нас же всё, что за последние годы удалось сделать чиновникам, это разогнать всех подальше от береговой линии. Они, как мне кажется, испытывают экстаз от создания преград и запретов. В итоге мы имеем безжизненные набережные, на которых абсолютно нечего делать. Или, например, многие владельцы плавсредств с удовольствием заходили бы в городскую акваторию, но там банально негде пришвартоваться. Надо снять, наконец, надуманные запреты по швартовке вдоль береговой линии той же Невы.
Не могу назвать ни одной удачно задействованной береговой зоны в нашем городе. Яхт-клуб на Петровской косе закрыли, альтернативы не предоставили. Ту небольшую часть ресторанов на Крестовском острове, которые имели выход к воде, практически полностью снесли и создали там нежизнеспособное общественное пространство. Учиться надо у скандинавских стран, с похожим климатом. Хотите посмотреть на идеально спланированное и работающее водное пространство в центре города – съездите в Стокгольм или Хельсинки.
 
Анна Шушпанова, координатор движения "Против захвата озёр" по Курортному району: 
– Город сейчас не справляется с эффективным использованием прибрежных территорий. Вдоль берегов расположены автобаны, в устье речки Красненькой – золоотвал. Где гарантии, что намытые за большие деньги территории будут использоваться эффективно?
Потом, если кому-то разрешить намыть остров, появится ещё группа желающих создать искусственную землю, и будет сложно объяснить, почему одним это можно, а другим – нет. Не надо забывать, что эксперименты с намывами могут приводить к наводнениям, заболачиваниям и прочим неприятным последствиям.
Я считаю неудачным сложившийся в последние три года подход к благоустройству пляжей. Сейчас власти включили прибрежные зоны в программу "Формирование комфортной городской среды". Но не нужно забывать, что наш город является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО, и наша задача – сохранить его не только для своих детей, но и для всего мира.
Нужно учиться соблюдать баланс между созданием комфорта и сохранением естественной среды. Забавно, когда под эгидой удобства реализуют дорогостоящие проекты с плиточным мощением вместо песка на пляже, но забывают включить в проект туалет! На Офицерском пляже создали зону для инвалидов, но в качестве туалета на лето привезли кабинку без нормальных ступенек. По-моему, прежний подход, когда основное оборудование на пляж выставляли на лето, а на зиму убирали и обходились без капитальных конструкций с заливкой бетона в песок, был более разумным и экологичным. Ну зачем вам на пляже раздевалка в холода?
 
Александр Свинолобов, заместитель генерального директора ООО «Бонава Санкт-Петербург»:
– К сожалению, Петербург, который был задуман как северный аналог Венеции, сегодня практически не взаимодействует с водой ни в градостроительном плане, ни в инфраструктурном. Большая часть городских набережных, а это суммарно более 150 км, используется исключительно как транспортные артерии, отрезая воду от горожан. Высокий автотрафик и загазованность приводят к тому, что исторические гранитные набережные города пусты, находиться там тяжело и неприятно. Не получилось у города и использовать реки и каналы как транспортную сеть – проект водного такси был отменён как нерентабельный. Получается, берег Невы сегодня – это в большей степени открыточный вид, нежели часть городской среды.
Понятно, что не весь городской waterfront имеет высокий рекреационный потенциал. Октябрьская, Выборгская, Арсенальная набережные – это уже сформированный транспортный каркас. Ряд прибрежных территорий левого берега Невского района потребует глубокой и дорогостоящей рекультивации. Финансовая модель проекта при таких вложениях не позволит выделить часть территории под рекреацию и общественные пространства.
Вместе с тем я вижу огромный потенциал для создания комфортных, интересных общественных пространств на берегах малых рек Петербурга, и такие проекты уже начали появляться. В рамках бюджетных программ была обустроена пешеходная набережная Карповки, отличные зоны отдыха у воды появились после реконструкции в Новой Голландии. Сбалансированные проекты на уровне гражданских инициатив касались набережной реки Смоленки и Чёрной речки.
Примером комплексного подхода к обустройству современной городской набережной могу назвать преображение реки Охты в Красногвардейском районе. К 2023 году мы закончим 300-метровый участок пешеходной набережной рядом с ЖК Magnifika. Здесь расположится прогулочная зона с велодорожкой, места для спокойного отдыха, занятий йогой и для общения, пикников горожан. Первый этап благоустройства завершён. После того как свой участок закончит застройщик на соседнем участке, набережная будет передана городу и открыта для всех петербуржцев. Более того, реновация коснётся и противоположного берега. Там тоже будет проведено комплексное благоустройство в рамках реставрации комплекса памятника Уткина дача. Уверен, что в течение нескольких лет акватория Охты станет яркой точкой притяжения на карте Петербурга в духе лучших европейских waterfront-проектов: набережной Акер Брюгге в Осло, Hafencity в Гамбурге или датского Fredericia.
 
Борис Мошенский, генеральный директор компании Maris в ассоциации с CBRE:
– К идее с островами отношусь позитивно, поскольку Петербургу таких пространств действительно не хватает. Тем более прекрасно, если это будет сделано профессионально и доступно для широкого круга населения. Место достаточно хорошее, особенно с учётом того, что намыв территории на Васильевском острове, насколько я знаю, практически лишил местных жителей возможности заниматься водными видами спорта. Безусловно, у нас есть ещё огромный потенциал по использованию набережных и акваторий Финского залива, рек и каналов. Хотя период их активного пользования довольно короткий, можно придумать что-то и зимой, было бы желание. И стоит сочетать подобные гидротехнические сооружения с созданием качественных зелёных прибрежных зон. Недостаток мест с хорошей экологией в нашем городе весьма ощутим.
 
Дмитрий Ефремов, начальник управления продуктового менеджмента и маркетинговых исследований «Главстрой Санкт-Петербург»:
– Учитывая местоположение Петербурга, потенциал проектов, связанных с созданием водной инфраструктуры, такой же обширный, как и береговая линия Финского залива. Территория вблизи «Лахта-центра» уже стала новой визитной карточкой Петербурга наравне с историческим центром. Сюда приезжают туристы, чтобы отдохнуть в парке 300-летия и сфотографироваться на фоне самого высокого здания Европы. Появление новой спортивной реакционной зоны только дополнит ансамбль. Наша компания одной из первых начала осваивать территорию вблизи Лахтинского разлива, запустив проект «Юнтолово». Проектируя новый жилой район, мы учитывали ландшафт участка и удачное соседство с рекой Юнтоловкой. По проекту, на берегах Юнтоловки будет сформирована рекреационная зона.
 
Сергей Мохнарь, директор департамента развития ГК «ПСК»:
– Доступ к воде – одна из главных городских ценностей Петербурга. Исторически сложилось так, что благоустройство набережных и новых территорий вдоль воды нечасто рассматривается городом как расширение рекреационных территорий. Инициатива остаётся за застройщиками, что мы можем наблюдать на Васильевском острове, включая намыв, в районе реки Охты и в некоторых других локациях.
Конечно, разнообразие Петербургу и его акватории необходимо. Каждый подобный проект вносит свой вклад в комфорт проживания, повышает ценность локации. Из наиболее свежих примеров можно отметить набережную Охты в районе новой застройки, превращаемую в зону общественного отдыха и досуга, весьма в европейском стиле. Более классический вариант реализован на Петровском острове. Весьма удачное расположение и оформление нового парка у воды в Кронштадте. И там территория ещё будет развиваться за счёт жилой застройки и новых рекреационных зон вокруг неё. В ближайшей перспективе у нас появление парка «Тучков буян». Подобного проекта в городе очень давно не было.
В мировых столицах эта тенденция выражена более явно. В Лондоне в 2000-е реализован большой проект развития южного берега Темзы. В результате он превратился в музейный квартал с пешеходными зонами на набережной.
В Париже почти 10 лет назад началось претворение в жизнь концепции развития рекреационных пространств по обоим берегам Сены. Участок почти 2,5 км на берегу реки, от музея Орсе до моста Альма, стал общественным пространством. Подобные примеры есть в Копенгагене, Стокгольме, Чикаго, в Азии. В России активнее всего этот процесс идёт в Москве, в планах властей – создание «Суперпарка Яуза» на берегу одноимённой реки. Петербург мог бы ответить полноценной реализацией проекта ревитализации набережной Карповки.
В новом проекте на наб. реки Карповки, 31 мы уделим внимание участку набережной напротив жилого дома. Автомобильное движение, конечно, с него никуда не денется. Но как минимум мы сформируем новый ансамбль. У нас есть опыт модернизации заброшенного сквера напротив ЖК Nobelius. У набережных, конечно, иная специфика. Ключевым является аспект завершённости и протяжённости. Наиболее правильным было бы участие девелоперов в таких проектах – для поддержки общей концепции, охватывающей большую территорию.
 
Надежда Калашникова, директор по развитию компании «Л1»:
– Набережные Петербурга – это моя боль и стыд. Наш прекрасный город мог бы гордиться своими многочисленными береговыми линиями, большинство из которых, увы, безобразно испорчено свалками и складами. Разумеется, хочется, чтобы, как в Стокгольме и Хельсинки, яхты, причалы, обустроенные променады. Но пока надежда только на Газпром и на бывшую «набережную Европы», которую, я очень надеюсь, благоустроят. Опыт компании «Л1» со строительством на набережной Невы ЖК «Премьер Палас» и ЖК «Классика» показывает, что получить согласование на благоустройство, не говоря уж об оборудовании причала, очень сложно. Тем не менее наши waterfront-линии сейчас весьма привлекательны. Застройщики понимают уникальное торговое преимущество домов, расположенных на берегах. Поэтому стараются максимально их облагородить.
 
Виталий Бахарев, собственник и директор управляющей компании «Альфа Фаберже»:
– На мой взгляд, идея создания «островков» с пляжами и инфраструктурой для водных видов спорта у парка 300-летия Петербурга очень интересна и перспективна. У нас дефицит интересных проектов с использованием городской акватории. Хотя это направление имеет огромный потенциал для развития.
К сожалению, в городе наблюдается тревожная тенденция – элементарно сокращается количество стоянок для водных судов. За последние 10 лет их стало примерно в три раза меньше, существующие постоянно закрываются. Не так давно закрылся речной яхт-клуб на Петровской косе, прекратили существование несколько клубов на Крестовском острове.
В городе, который называется Северной Венецией, желающим иметь маломерное судно всё сложнее найти место для его хранения. Поэтому Петербург нуждается в проектах, способных оживить городскую акваторию: от простых причалов до подобных «островков», которые могут стать точками притяжения для горожан и любителей водных видов спорта, а потом и для туристов.
«Альфа Фаберже» планирует строительство причала у нашего клубного дома на проспекте Динамо, 2а. Уверен, это положительно скажется на имидже проекта.
 
Ольга Шарыгина, вице-президент Becar Asset Management:
– Идея мне нравится. Только не совсем понятно, что такое «островки». Если только гидротехнические сооружения, это одна история. Если опять речь идёт о намыве – совсем другая. Парку 300-летия нужна такая инфраструктура, её там действительно не хватает.
Что касается использования набережных, Петербург только в начале пути. За последние пару лет в городе начали развиваться такие проекты (например, на Карповке, Большой Невке, Охте).
Потенциал очень велик. Из актуальных и удачных проектов я, конечно, назову «Севкабель Порт». У «Ленэкспо» раньше была неплохая набережная, но теперь рестораны выселяют. Что будет с прекрасным пространством на воде – тоже непонятно.
Васильевский остров, на мой взгляд, обладает прекрасными перспективами. Одна только Галерная гавань со Шкиперским каналом чего стоят. Малые реки и каналы – тоже отличный вариант для развития набережных. Например, Фонтанка, Карповка, Екатерингофка.
Из тех мест, где я была в мире, мне нравится, как работают с морскими набережными в Нью-Йорке, Ницце, а с речными – в Амстердаме и Роттердаме.
У нас есть проекты и здания на набережных (бизнес-центр «Нобель», дача Дурново). Но, к сожалению, обыграть водную линию в них очень сложно из-за активного автомобильного трафика.

Ася Левнева, директор департамента по маркетингу и продажам ЗАО «Балтийская жемчужина»:
– Парк 300-летия – место притяжения людей разного возраста, которым нравится проводить время на пляже или гулять по тенистым аллеям. Эта локация уже закрыта для прогулок с животными, но вход для горожан всё ещё свободен круглосуточно. Очевидно, что строительство гидротехнических сооружений привлечёт в и так густонаселённый Приморский район ещё больше жителей со всех уголков мегаполиса. Приватность, к которой обычно стремятся любители отдыха на природе, будет нарушена. Остаётся открытым вопрос, насколько парк сохранит доступность для всех категорий жителей, но уже очевидно, что его целевая аудитория изменится. Для молодёжи появление ещё одной рекреационной зоны – хорошая новость. Люди постарше, скорее всего, будут искать более спокойные места для отдыха.
Любой проект, связанный с благоустройством природных территорий, неизбежно вызывает опасения горожан. Даже если побережье представляет собой валуны и редколесье, вмешательство девелопера нарушает привычный уклад жизни. Лучше всего, когда прибрежные зоны многофункциональны, то есть рекреационные сооружения чередуются с нетронутой живой природой.
Так удачно сложилось, что микрорайон «Балтийская жемчужина» находится на южном берегу Финского залива, по его территории протекают два исторических канала: Матисов и Дудергофский. Это преимущество микрорайона накладывает на нас большую ответственность. В рамках инвестиционных обязательств мы уже укрепили берега пяти набережных, высадили сакуры и яблони и продолжаем благоустраивать прибрежную территорию.

Никита Бриллиантов, член президиума Санкт-Петербургского парусного союза:
– На мой взгляд, хороший пример благоустройства прибрежной территории – это Южная дорога Крестовского острова, пространство «Севкабель Порт». Горожанам нравится набережная реки Карповки, но при её создании пострадали владельцы моторных судов: у них больше не будет ремонтной базы, которая там находилась десятки лет. Недопустимо сносить яхт-клубы. Но если так произошло, надо предоставить альтернативу – место для зимнего хранения и ремонта.
Посмотрите фотографии ленинградских рек в 1950–1970-е. Ждановка, Пряжка, Фонтанка – сплошные катера. Сейчас на реках и каналах есть суда, но я не понимаю, где они могут легально базироваться. Надо обустраивать набережные, чтобы, как в Голландии: швартуйся – не хочу. Чтобы стало больше домов на воде. Это возможно в нашем климате, в Петербурге есть дебаркадеры на Крестовском острове, на Ждановке, в речном яхт-клубе профсоюзов. В советское время у Ленинградского яхт-клуба ЛИВТ был небольшой участок земли, а вся инфраструктура – администрация, учебные классы, раздевалки – размещалась на дебаркадере.
Что касается яхт-клубов, считаю недопустимой их застройку и как яхтсмен  мечтаю, чтобы каждый  метр территории был отдан под нужды парусного спорта, хотя тут тоже надо искать компромиссы. Мы вместе с архитектурным бюро «Хвоя» разрабатываем проект развития клуба на Петровской косе, где пытаемся соблюсти интересы парусной общественности и горожан. Хотим сделать часть территорий общественным пространством и даже открыть для гостей возможность наблюдать за ремонтными работами. Мы взяли пример с финской Котки: там несколько лет на марине стоял стеклянный эллинг, внутри которого ремонтировали классическую деревянную яхту. Всё было видно, а гости могли прочитать о том, что за работы выполняются и т. п.