НАШ ЦИТАТНИК: «Система долевого строительства настроена так, что чем меньше средств на счетах эскроу, тем выше ставка для застройщика. Поэтому мы как антикризисную меру разрешили девелоперам сдвигать чуть вправо срок ввода, чтобы гарантированно достроить дома...» Марат Хуснуллин

18 сентября, 16:35

Навигатор по гаражам

17 июня 2021 в 10:15

Росреестр опубликовал инструкцию для оформления гаража в собственность. В Петербурге она мало кому пригодится.

Закон о «гаражной амнистии» вступит в силу 1 сентября. Он призван упростить процедуру оформления гаража и участка под ним в собственность физического лица.

Инструкция подробная – на 30 страниц. В ней 8 «шагов», для каждого этапа указаны документы и последовательность действий. В том числе – как быть, если каких-то бумаг в наличии нет.

Первое ограничение: «гаражная амнистия» распространяется только на капитальные постройки – то есть с фундаментом, из кирпича, панелей или газобетонных блоков. Если из металлоконструкций – это спорная ситуация, может понадобиться экспертиза или судебное решение.

Второй важный момент: земля. Решение о бесплатном предоставлении участка должна принимать местная администрация. А если она не хочет? В законе указано: чиновники «вправе предоставить» участок. Но не обязаны.

В Петербурге, по данным «Российской газеты», около 400 действующих гаражных кооперативов на 250 000 машино-мест. У 330 из них сроки действия договора аренды земли истекли ещё в начале «нулевых». Нескольким десяткам удалось добиться продления до 2019 года. И только три могут занимать территорию на законных основаниях (а значит – и пытаться приватизировать её) до 2056 года: два КАС в Пушкине и один – в Красносельском районе, на пр. Народного Ополчения.

Список кооперативов можно посмотреть, например, здесь.

Зато в Петербурге регулярно происходят конфликты из-за стремления чиновников выселять автовладельцев с «насиженных» мест. NSP не раз рассказывала о таких ситуациях. Суды и выселения кооператоров с помощью приставов с последующим сносом происходят на Планерной улице, на проспекте Энергетиков, на Васильевском острове...  При таком раскладе рассчитывать на эффективность «гаражной амнистии» петербургским автовладельцам не приходится.

В области ситуация помягче, скандалы и принудительное выселение случаются реже. Хотя и не без этого. (Например, в Янино пытаются упразднить два кооператива.)

Руководитель Управления Росреестра по Ленобласти Игорь Шеляков комментирует: «Гаражная амнистия" поможет правообладателям обрести статус полноценных собственников. Сейчас ведётся подготовительная работа по реализации закона. Мы обеспечим консультирование граждан и экспертную поддержку по всем возникающим вопросам».

Для мегаполиса плоскостные гаражи – тупиковая ветвь развития. Стандартный гараж занимает около 25 кв.м. В Петербурге зарегистрировано около 1,7 млн автомобилей... Для того, чтобы граждане начали приобретать места в многоярусных стоянках, необходимы два условия: рост доходов и революция в мозгах. Так что в ближайшей перспективе личный гараж в собственности будет редкой удачей или опцией для ограниченного круга автовладельцев.