НАШ ЦИТАТНИК: «Чтобы в комплексном проекте ИЖС начал сказываться эффект масштаба и были оправданы затраты на "социалку", в нем должно быть не менее 1-1,5 тысячи домовладений. Чтобы реализовать такой объем, нужны десятилетия. Или придется уходить в демпинг...» Максим Хансон

19 апреля, 21:44

Приморск аукнется Мурино?

2 июля 2021 в 14:17

Для доставки грузов в проектируемый универсальный перегрузочный комплекс «Приморский» потребуется, чтобы по существующей железной дороге курсировали дополнительно 27–28 грузовых поездов (в том числе с углём и минеральными удобрениями). Они пойдут мимо жилой застройки Петербурга, Мурино до Лосево. Это может дополнительно загрузить железнодорожные переезды.

Об этом говорится в заключении общественной экологической экспертизы по проекту универсального перегрузочного комплекса в Приморске. Экспертизу провёл центр "ЭКОМ" (заключение опубликовано в открытом доступе). 

Как подсчитала комиссия, поезда с грузами для порта  могут создать нагрузку на железнодорожном переезде на дороге  Санкт-Петербург – завод имени Свердлова – Всеволожск в районе поселения Карьер-Мяглово (эта дорога может использоваться жителями Новосаратовки для выезда к Мурманскому шоссе), на пересечении "железки" с автодорогой, ведущей от деревни Старая (Колтушское шоссе) к Кудрово.  Трафик может сказаться и на переезде в Кудрово (на подъезде к станции Заневский пост). 

Сложнее станет на пересечении Приозерского направления ж/д с шоссе в Лаврики (Мурино), с дорогой Юкки – Кузьмолово и далее по Приозерскому направлению железной дороги: рядом с посёлками Верхние Осельки, Грузино, Васкелово, Петяярви.  

Решением может стать грузовой железнодорожный обход, который сейчас обсуждается. Однако пока неизвестны его стоимость, источники финансирования, сроки строительства. 

Планируемый порт также потребует дополнительного автомобильного подхода: в проекте предполагается новая  автомобильная дорога к трассе «Скандинавия» по две полосы для движения в каждую сторону.  Сроки строительства пока не оглашаются.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Илья Резников, эксперт транспортного развития территорий компании «Урбаника»:
– На Приозерском направлении уже сегодня достаточно плотное движение поездов, как пригородных, так и грузовых, которое в перспективе может только усилиться. Ожидаемый вклад УПК в эту нагрузку (учитывая заявленные объёмы грузов) – 27–28 пар поездов в сутки. Если все эти планы суммарно будут реализованы, то переезды будут закрываться раз в пять минут. Для части автодорог это не составит проблем. Однако часть переездов проблемные уже сейчас: в пос. Кузьмоловский, у станций Грузино и Пери, в Токсово. 
Кроме того, когда строилась грузовая линия Лосево – Каменногорск, участок железнодорожных путей от Петербурга до Лосево предполагалось реконструировать, но это было сделано только частично. Участок Ручьи – Сосново сейчас не готов к дополнительной нагрузке, там сложный план и профиль пути, недостаточно мощные подстанции, короткие станции – эта ветка вообще рассчитана преимущественно на электрички.  
Также там много населённых пунктов и садоводств, которые примыкают к железной дороге. Если по линии пойдут составы с углём или какими-то опасными грузами, то это станет для них проблемой и, естественно, не понравится жителям. Под удар попадают район Гражданка в Петербурге, город Мурино, крупные посёлки Токсово, Кузьмоловский и некоторые другие. 
Чтобы избежать этих проблем, необходимо строить северо-восточный грузовой обход. Хорошо, что об этом сейчас заговорили, и проект уже включён в Концепцию по развитию Санкт-Петербургского железнодорожного узла. Однако, насколько я знаю, по поводу трассировки линии идут переговоры между Ленинградской областью и Министерством обороны, так как железная дорога должна будет пройти именно по землям военных. Обычно такие переговоры – это долгий и сложный процесс. 
Что касается автодороги от перспективного порта до магистрали «Скандинавия», то она есть в новой схеме территориального планирования региона, но там ещё предстоит пройти все этапы: ППТ, проектирование, строительство. Так что эта дорога не появится завтра.

Как пояснили NSP в пресс службе УПК "Приморск", по заказу ОАО «РЖД» готовится предпроектная документация (обоснование инвестиций) по проекту строительства Северо-Восточного железнодорожного обхода Санкт-Петербурга. Что касается автомобильной дороги от порта до трассы "Скандинавия", то в 2020 году было заключено соглашение с правительством Ленинградской области от 01.09.2020 о взаимодействии при проектировании и строительстве линейного объекта регионального значения – «Строительство подъездной автомобильной дороги к Приморскому универсально-перегрузочному комплексу». ООО «Приморский УПК» фактически выполнены работы по подготовке землеустроительной документации и документации по планировке территории линейного объекта. В настоящее время разрабатывается проектная документация.

Существующие региональные и местные автомобильные дороги на территории Выборгского района не обеспечивают необходимую пропускную способность в направлении порта Приморск. Реконструкция действующих автодорог регионального и местного значения нецелесообразна ввиду их протяжённости и условий прохождения через многочисленные населённые пункты и близость к особо охраняемым природным территориям. Проектируемая трасса пересекает автомобильные дороги местного и регионального значения. Предполагаются путепроводы в местах пересечения, добавили в УПК "Приморск".

Нагрузка на транспортную инфраструктуру Петербурга и Ленобласти – небольшая часть заключения. Давая оценку проекта УПК, комиссия общественной экологической экспертизы пришла к выводу, что проект не соответствует требованиям по охране окружающей среды, установленным законодательством РФ  и международными конвенциями.  

Приморский УПК по проекту должен переваливать 65 млн тонн в год. Жители выступают против его строительства, требуя сохранить ценные природные зоны и любимые ими места отдыха. Сторонники строительства отмечают, что проект поможет регионам увеличить экспорт, кроме того, они рассчитывают, что УПК будет способствовать притоку инвестиций.