НАШ ЦИТАТНИК: «Промышленная ипотека - важный инструмент, который позволяет создавать предприятия малого и среднего бизнеса, например, light industrial. Но если ставка по кредиту будет зависеть от ключевой ставки ЦБ, риски заемщиков серьезно возрастают...» Анатолий Клинков

25 апреля, 10:03

BIM увеличит себестоимость строительства

2 января 2022 в 08:00

Внедрение BIM в «долевке» увеличит себестоимость строительства. Но в целом навязанная сверху цифровизация пойдет на пользу отрасли, уверены участники рынка.

В конце декабря председатель правительства Михаил Мишустин подписал дорожную карту цифровизации строительной отрасли. В ней прописаны сроки перехода к технологии информационного моделирования (BIM) для рынка долевого строительства. Уже с 1 января 2023 года застройщики должны будут работать в BIM на стадии проектирования, а с 1 июля 2023-го – непосредственно при строительстве. Уже с 1 января 2022 года BIM обязателен при проектировании объектов госзаказа. (Участников рынка предупредили об этих требованиях также заблаговременно, почти за год, однако многие проектировщики к использованию информационных моделей до сих пор не готовы.)

Учитывая многочисленные выступления первых лиц о важности digital в стройке, такое решение было ожидаемым. И хотя заявленные сроки насторожили участников рынка, эффективность использования цифровых моделей никто из них не отрицает. 

«Мы оцениваем это решение, безусловно, положительно. Повсеместное проектирование с использование технологий 3D-моделирования станет большим шагом вперед для российского строительного комплекса. Решение властей станет стимулом для тех участников рынка, кто еще не перешел на работу с BIM», – прокомментировал NSP Иван Носов, директор по маркетингу и рекламе Группы ЦДС.

В ежегодном исследовании российского рынка недвижимости международной компании PWC «Новые тенденции на рынке недвижимости 2022» утверждается, что степень интегрированности BIM у отечественных строителей за 2 года выросла с 30 до 67%. «Один из главных запросов сферы недвижимости – автоматизация строительных процессов. Как заметил один из респондентов, "в стройке много неэффективностей, которые необходимо наладить», написано в отчете. 

Отдельные петербургские застройщики в числе первых в стране начали работать с BIM и принимали активное участие в рабочих группах при Минстрое, отвечавших за внедрение информационного моделирования. К пионерам BIM эксперты, например, относят Группу «Эталон». «Мы начали  использовать BIM еще девять лет назад и с тех пор сделали внушительный рывок. В структуре Группы есть подразделение, основная цель которого – развивать технологии в прикладной плоскости строительства и эксплуатации. Теперь мы применяем цифровые модели на всех этапах жизненного цикла объектов. У нас есть собственная цифровая платформа – система комплексного контроля строительства (СККС), с помощью которой можно в режиме реального времени отслеживать необходимые показатели девелоперского проекта», – рассказывал в интервью NSP президент Группы «Эталон» Геннадий Щербина. Текущая задача компании в этом направлении – внедрение информационных моделей в процессы эксплуатации. 

Россия пока отстает от европейских стран в распространении BIM, отмечает Сергей Кайстрюков, директор по экономике Группы RBI. По его словам, сказывается и нехватка квалифицированных проектировщиков, способных выдать контент нужного уровня, и определенная культура производства. И хотя сегодня количество подрядных организаций, которые пошли по пути оптимизации издержек с помощью BIM-технологий, пока не набрало «критическую массу», но отрасль, конечно, в ближайшие годы ждет постепенный переход на BIM, говорит он. 

Все крупные федеральные компании в той или иной степени уже работают с BIM. Наибольший эффект от этой технологии можно получить, когда BIM связан с другими системами и процессами в компании, отмечает Иван Носов. «В Группе ЦДС BIM-проектирование связано с нашей системой мониторинга строительства "МОНстр" и бизнес-планированием в Axapta. Благодаря этому мы получаем единое информационное пространство, в основе которого – глубокая взаимная интеграция программных продуктов, дающая синергетический эффект, – говорит он. – Можно привести простую аналогию. Проектировщик производит информацию, и дальше она распространяется по компании и ее партнерам. Если где-то информация переходит на бумагу и растворяется, ее ценность уменьшается, поэтому так важно создание полноценной digital-среды в компании».

«Конечно, за BIM – будущее, его надо внедрять. Минус только один, но существенный. Это недешевая история», – говорит Елена Бодрова, исполнительный директор Российской гильдии управляющих и девелоперов. Она отмечает, что затраты, которые понесут застройщики на приобретение программного обеспечения и обучение кадров, скажутся на себестоимости строительства и в итоге лягут на плечи дольщиков. 

«Это дорого. На этапе внедрения всего комплекса, а максимальный эффект как раз достигается именно при комплексном подходе, от застройщика потребуется весьма серьезная сумма, к тому же лицензии требуют постоянного и тоже платного обновления. В условиях кризиса подобные траты могут оказаться непосильными для мелких и средних застройщиков, у которых в работе всего несколько объектов. Но цифровизация тем не менее неизбежна, вопрос в том, насколько государство готово поддерживать бизнес на этом пути», – комментирует директор по развитию компании "Л1" Надежда Калашникова.

Само по себе внедрение BIM – это расход, который закладывается в себестоимость, отмечает Иван Носов. Инструмент стоит денег, но при его грамотном использовании экономит значительно больше, чем затрачено на внедрение и поддержку. «В нашей компании мы получили кратную разницу в доходах, которая покрывает все достаточно серьезные траты на этот инструмент. Выгода очевидна, если компания системно работает с большими объемами. Для застройщиков BIM – это возможность более грамотно планировать и реализовывать свои проекты. Однако внедрение технологии – это определенный вызов, так как она достаточно сложна в эксплуатации», – говорит Иван Носов.

«Плюсы, разумеется, в первую очередь, в оптимизации всех процессов и минимизации ошибок, приводящих к увеличению себестоимости строительства», – отмечает Надежда Калашникова.

«Мы стоим на пороге использования технологий информационного моделирования. Это отзвуки глобальной цифровизации, первый этап. Пока еще много нерешенных проблем. В том числе – с достоверностью исходных данных. Главное на первом этапе – создать достоверную базу материалов, конструкций и оборудования. Сначала – выпускаемых в России, потом – в ближнем зарубежье и т. д. Тогда, проектируя в BIM, можно будет сказать: вот изделие номер такой-то, марка такая, производят в Челябинске. Или: насос с такими-то параметрами, выпускают в Германии. Пока еще этого не сделано», – говорит президент Группы компаний «ННЭ» Александр Орт.


«Информационное моделирование проникает в самые разные сферы нашей жизни. Мы тоже внедряем их в компании. Наши проектировщики уже год работают с технологиями BIM, чтобы оптимизировать издержки, связанные с адаптацией проектов. Строители активно осваивают системы информационного сопровождения. Скоро все наши прорабы будут контролировать количество строительных материалов и рабочих на стройке просто при помощи планшетов. Эти процессы, безусловно, позволяют снижать издержки и положительно отражаются на себестоимости. Информационное моделирование помогает руководителям уйти от ручного сбора данных, экономит время и делает процессы проектирования и строительства более прозрачными. Это просто удобно. Другое дело, что на себестоимость строительства гораздо больше влияют экономические факторы, такие как инфляция, рост цен, ключевая ставка.
Технологии BIM – это просто разумный современный подход к сфере строительства и недвижимости, но совсем не панацея для того, чтобы компания была успешной и продолжала активно развиваться»

заместитель генерального директора ИСК «ЛенРусСтрой»
Максим Владимирович Жабин