НАШ ЦИТАТНИК: «Яркий и эргономичный облик новостроек достигается не отделочными и конструкторскими решениями, а комплексным средовым подходом к проектированию и трендом на локальную идентичность места. Создание такой среды – главная задача для девелоперов...» Андрей Дербин

19 марта, 09:46

Фуд-холлы «размораживаются»

18 января 2022 в 11:00

В 2022 году в торговых центрах Петербурга ожидают открытия новых фуд-холлов, закрытия ряда кинотеатров и волну реконцепций.

Скриншот: JLL

По данным международной консалтинговой компании JLL, на данный момент фуд-холлы обустроены в четырех торговых центрах города. Они в целом занимают около 10 000 «квадратов». Запуск новых проектов анонсирован еще в шести комплексах; правда, часть из них уже неоднократно переносили сроки открытия из-за эпидемиологических ограничений. Так, Ginza Project по-прежнему реализует проект в ТРК «Невский центр», «Депо» – в ТРК «Варшавский экспресс». Холдинг «Адамант» планирует обустройство гастрономических пространств в собственных ТЦ. В результате совокупная площадь подобных «едален» может вырасти до 30 000 кв. м. Впрочем, к новому формату общепита в Петербурге так и не успели пока привыкнуть, активный интерес к фуд-холлам начал проявляться только в 2019 году.

По оценкам JLL, наибольшие трудности в сегменте ТЦ испытывают традиционные форматы развлечений – особенно кинотеатры. В прошлом году закрылись киноплощадки в ТЦ «Пик» и ТРК «Лиговъ», в наступившем эксперты ожидают большего количества закрытий. Уходят с рынка и некоторые детские операторы. Так, уже закрылся «Батутный клуб 720» в ТЦ «Капитолий», сворачивается Angry Birds в ТРК «Европолис».

Предстоящие несколько лет рынок торговых комплексов Петербурга ожидает очередная волна реконцепций. При этом новое строительство сведено к минимуму. В 2021-м в городе открылся один качественный торговый центр – ТРК «Спутник» на улице Бабушкина (к аренде пригодно 11 000 кв. м).

Средний уровень свободных площадей в ТЦ остается пока на приемлемом уровне – около 4,3%. «Пик вакантности (4,6%) был пройден минувшим летом, после чего наблюдается снижение, – отмечает Наталия Киреева, руководитель отдела исследований JLL в Санкт-Петербурге. – Наиболее устойчиво себя чувствуют крупные «топовые» торговые центры, в которых свободно всего не более 2% площадей».

Активная ротация происходит только в сегменте fashion. За второе полугодие 2021-го ритейлеры открыли на 12 000 кв. м больше магазинов одежды и аксессуаров, чем закрыли (данные JLL). За год в торговых центрах Петербурга закрепилось девять новых брендов, ранее не представленных в городе: среди таковых PitBull West Coast, Marc & Andre, Dirk Bikkembergs, Jacadi и другие.