Как оспорить несуществующий долг за капремонт. Опыт корреспондента NSP
«Письма счастья» весной 2022 года получили многие петербуржцы. Их просят оплатить задолженности за капремонт, которых не существует. Корреспондент NSP не стала исключением. И прошла, если не семь, то парочку кругов ада, прежде чем выяснила, что с этим делать.
По данным Фонда капитального ремонта, на 2022 год петербуржцы задолжали 6 миллиардов рублей. Чтобы собрать хоть что-то из этой суммы, оператор объявил акцию: заплати долг и живи без пени. Суть ее проста, с апреля по июнь можно оплатить только сумму долга, без накопившихся штрафов за просрочку.
«Эти средства критически важны для сохранения облика нашего города и комфортной жизни, – отметили в фонде. – Мы надеемся, что акция поможет собственникам начать с чистого листа и больше не нарушать платежную дисциплину».
В итоге горожане начали массово доставать из почтовых ящиков листки с грозной красной надписью «Долговая квитанция по оплате взносов на капитальный ремонт». Кому-то выставили счет на 900 рублей, кому-то на десятки тысяч.
Хотели, как лучше, получилось… как получилось. Вместе с настоящими должниками, которых, действительно немало, квитанции пришли и добросовестным плательщикам. С проблемами в основном столкнулись те, кто оплачивал капремонт через личный кабинет «Петроэлектросбыта» (ПЭС) – напомним, ровно год назад платеж за капремонт переместился в единый платежный документ, а у горожан появился единый лицевой счет. Кроме того, жаловались и петербуржцы, которым приходят квитанции от ВЦКП (вычислительный центр "Жилищное хозяйство". – прим. ред.).
На многочисленные жалобы в профильных ведомствах среагировали быстро, разработав универсальную схему жалоб для несогласных с долговыми квитанциями. Насколько она реально рабочая – корреспондент NSP проверила на себе.
Алгоритм действий
1. Зарегистрироваться в личном кабинете Фонда капремонта
Этот процесс оказался несложным, но долгим. Похоже, все должники решили сделать это примерно одновременно. Сайт фонда оказался не рассчитан на такую нагрузку, и каждое действие сопровождалось его мучительными «раздумьями». Справедливости ради отметим, что спустя пару дней, когда ажиотаж спал, сайт стал работать быстрее.
2. Проверить информацию о задолженностях в личном кабинете
На этом этапе я зависла надолго. Таблицы и отчеты для меня оказались абсолютно непонятны. Где-то я оплачивала взносы чуть раньше, где-то чуть позже. Поэтому строки некоторых месяцев зияли нулями, а затем указывались двойные и тройные суммы. Определить самостоятельно, какой из этих нулей считается задолженностью (к счастью, всего лишь за один месяц), я не смогла. Поэтому пришлось переходить к внеплановому этапу.
3. Позвонить на горячую линию Фонда
«Ваша позиция в очереди 183, – вежливо сообщил мне автомат. – Расчетное время ожидания 34 минуты».
Затем робот помолчал немного и добавил, что во время разговора не допускается использование оскорблений и нецензурных выражений. Иными словами, если вам захочется повысить на оператора голос и высказать ему все наболевшее, ваше общение автоматически прервется. Через 20 минут ожидания на линии, я почувствовала, что предупреждение это было нелишним.
Сам разговор оказался продуктивным. Вежливый молодой человек быстро определил, за какой месяц к ним не поступил платеж. Но я-то точно знаю, что все оплачено через приложение «Петроэлектросбыта».
«Вам нужно предъявить квитанцию и чек об оплате, – пояснил оператор. Можете прислать документы по почте или привезти лично. Фонд проверит данные, если надо будет, свяжется с "Петроэлектросбытом" или ВЦКП. При положительном решении баланс счета скорректируют».
4. Сверить квитанции и чеки
В приложении ПЭС меня ждал неприятный сюрприз. Единые квитанции есть, а вот единых платежей… в истории отображался только платеж за саму электроэнергию. Оплата капремонта не зафиксировалась нигде.
Консультация с горячей линией компании (туда я тоже дозванивалась полчаса) к результату не привела. Никакие фильтры платежей, как предлагала оператор, не сработали. Будем считать, что это мой сбой в приложении (хотя с таким же столкнулись и другие горожане). Но пришлось снова звонить в Фонд.
Там пояснили: в качестве чека об оплате можно приложить банковскую выписку или скриншот из платежного приложения. Главное, чтобы совпадал адресат платежа и сумма из единой квитанции. Пришлось искать еще и этот платеж.
Весь процесс суммарно занял у меня несколько часов. Дозвониться, изучить документы, платежи, выписки. В итоге я отправила обращение через сайт Фонда. Остается только ждать.
Как оспорить долг за капремонт. Пошаговая инструкция
- Зарегистрироваться в личном кабинете Фонда капитального ремонта. Добавить в кабинет помещение, по которому пришла долговая квитанция.
- Во вкладке «взносы» посмотреть, за какие месяцы задолженность, или получить выписку по счету. Сверить полученную информацию с имеющимися квитанциями об оплате.
- Если информация из личного кабинета расходится с квитанциями об оплате, отправить обращение на сайте Фонда. К обращению необходимо приложить квитанции и чеки, подтверждающие оплату взносов.
Также можно написать заявление и приложить документы в Фонде капитального ремонта по адресу: Тобольская ул., 7 с понедельника по четверг с 09:00 до 18:00 и в пятницу до 16:45.
ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ ФОНДА КАПРЕМОНТА: (812) 703-57-30, (812) 703-57-01. Здесь можно узнать, за какие месяцы есть задолженность, если нет возможности сделать это онлайн.
Горячая линия "Петроэлектросбыта": (812) 679-22-22