НАШ ЦИТАТНИК: «Мы не прогнозируем спад в строительстве, но для прямого сравнения рынка с докризисным мало стабильных критериев. Рынок меняется. Однако сознательное торможение проектов противоречит логике наполнения эскроу-счетов...» Сергей Софронов

4 октября, 19:14
1 сентября в 16:37

Мария Славич: «Новые формы разрешений ничего не меняют для застройщиков»

C 1 сентября начали действовать новые формы разрешений на строительство и ввод объектов в эксплуатацию. Они вводятся приказом Минстроя № 446 от 3 июня 2022 года. Какие дальнейшие изменения в связи с этим стоит ждать участникам рынка недвижимости, рассказывает старший юрист практики по недвижимости и инвестициям АБ «Качкин и Партнеры» Мария Славич.

Славич Мария
старший юрист практики по недвижимости и инвестициям
АБ «Качкин и Партнеры»

Новые формы разрешений разработаны, чтобы установить единые стандарты предоставления государственных и муниципальных услуг в сфере строительства.

Разработка названных единых требований была поставлена в числе основных задач нацпроекта «Жилье» и должна обеспечить введение унифицированных правил предоставления публичных услуг в сфере строительства на всей территории РФ. Вне зависимости от региона и муниципалитета. На сегодняшний день эта задача не реализована. И застройщики вынуждены работать по тем правилам, которые действуют на соответствующей территории.

Например, одним из приоритетных направлений реализации нацпроекта является снижение административной нагрузки на застройщиков. В том числе посредством перевода максимального количества административных процедур в сфере жилищного строительства в электронный вид. Однако, несмотря на то что действующее законодательство уже позволяет региональным и местным властям переводить оказываемые ими услуги в цифровой формат, далеко не все субъекты и муниципалитеты к этому готовы. Введение единых стандартов фактически обяжет их принимать и выдавать документы в электронной форме – без непосредственного присутствия заявителей, поскольку федеральные стандарты будут иметь приоритет над административными регламентами.

Конечная же цель цифровизации услуг, полагаем, это не только упрощение административных процедур, но и возможность использования сведений, полученных по результатам оказания услуг. Речь идет об информационных системах, доступ к которым будет обеспечен всем заинтересованным лицам.

Представляется, что формы РНС и РНВ были обновлены Минстроем именно для этих целей. Чтобы в дальнейшем можно было более эффективно использовать содержащиеся в них сведения и интегрировать их в информационные ресурсы (при массовом внедрении электронного документооборота).

Однако само по себе изменение форм РНС и РНВ ничего не меняет для застройщиков. Перечень предоставляемых для получения РНС и РНВ документов, порядок, сроки их рассмотрения и принятия соответствующих решений уполномоченными органами остался прежним.

Принятые изменения скорее усложнят работу уполномоченных органов, так как они будут вынуждены указывать при оформлении разрешительных документов большее количество сведений.

Поэтому для участников стройиндустрии что-то может измениться лишь в перспективе, когда электронный формат предоставления услуг по выдаче РНС и РНВ будет внедрен повсеместно, и у застройщиков появится возможность оформлять документы без личного присутствия в более удобном режиме.