НАШ ЦИТАТНИК: «Ситуация у девелоперов разная. Были те, которые органично развивались, не увеличивая долговую нагрузку. А есть те, кто агрессивно действовал за счет наращивания долга. Думаю, будут элементы продажи активов, перераспределения на рынке застройщиков...» Эльвира Набиуллина

22 декабря, 01:16

Амнистия с прицепом

14 мая 2019 в 10:15

В Думу внесён проект закона, предлагающий возобновить «дачную амнистию» и продлить её действие до 1 марта 2022 года.

В Думу внесён проект закона, предлагающий возобновить «дачную амнистию» и продлить её действие до 1 марта 2022 года.

Автор законопроекта – председатель думского комитета по законодательству Павел Крашенинников.

Закон о «дачной амнистии» приняли в 2006-м, потом продлили его до 2010-го, затем до 1 марта 2015-го, до 1 марта 2018-го и, наконец, до 1 марта 2020-го. С 2017-го вместо декларации нужно представить в Росреестр техплан на постройку. Фактически упрощённый порядок не действует с августа 2018-го, потому что вступили в силу поправки в Градкодекс, которые предусматривают не упрощённый, но уведомительный порядок регистрации.

Новая версия Градкодекса ввела переходный период до 1 марта 2019-го: дома до 500 кв.м на участках ИЖС полагалось регистрировать в уведомительном порядке, а вот на садовых участках и наделах ЛПХ продолжал действовать упрощённый. Причём на садовых участках тоже разрешили строить жилые дома.

За время действия закона упрощённым порядком воспользовались более 10 млн граждан, оформивших собственность на дома и участки.

Однако если владельцы построенных домов не успели подать заявления о госрегистрации до 1 марта 2019 года, теперь они могут оформить свои права только в судебном порядке. То есть им предстоит доказывать, что их дом не нарушает строительных норм и правил и не является самовольной постройкой. В такой же ситуации оказались и граждане, начавшие строительство дачных домиков до 4 августа 2018-го, если они не направили уведомления.

«Остаётся большое количество граждан, которые по факту являются владельцами недвижимости, но не смогли воспользоваться упрощённым порядком, – цитирует Крашенинникова ТАСС. – Было бы правильно защитить их права, и не только за счёт продления срока, но и за счёт вовлечения в «амнистию» других объектов, снижая финансовые и психологические издержки граждан».

Законопроект вносит изменения в федеральные законы «О кадастровой деятельности», «О государственной регистрации недвижимости», «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ» и отдельные законодательные акты. Амнистию планируют распространить на участки, полученные до августа 2018-го. (В прежней версии было - до 2001 года).

Согласно проекту, оформление прав на жилые и садовые дома, жилые строения будет осуществляться в прежнем упрощённом порядке. Потребуются: подтверждение прав на участок и техплан, подготовленный на основе декларации. Если строительство дома началось до 4 августа 2018-го, в этой ситуации бессрочно будет действовать «упрощённый уведомительный порядок» – в орган МСУ направляется только уведомление об окончании строительства. Причём гражданин может доверить отправку сведений в Росреестр муниципалам, а может сделать это самостоятельно.

Жаль, что этот замечательный порядок не будет работать так, как задумал Крашенинников. Потому что, например, даже для упрощённой регистрации нужно, чтобы построенный дом соответствовал ПЗЗ и документам терпланирования. А для многочисленных садоводств на «сельхозке» (в Ленобласти таких 80%) ПЗЗ и градрегламенты не то что не разработаны, но даже и не предусмотрены. И уже сейчас граждане, подающие уведомления в ОМСУ, получают типовые отказы: невозможно проверить на соответствие нормам, потому что норм тоже нет! Или: вы просите зарегистрировать жилой дом, а по документам здесь садоводство.

Если же в погоне за увеличением ввода жилья муниципалам велят не капризничать и согласовывать всё подряд – получим мину замедленного действия: тысячи строений, зарегистрированных, но не соответствующих (будущим) нормам. Особенно в старых садоводствах: ширина проездов, отступы от границ, пожарная безопасность… С перспективой признания их в дальнейшем «самовольными постройками».

Одной из причин многочисленных конфликтов автор законопроекта считает «недостаточную информированность граждан». Добавим: включая чиновников на местах и даже (ужас-ужас!) в федеральном центре. На данный момент нет единого подхода в структурах Росреестра, нет взаимопонимания у регистраторов и органов исполнительной власти в регионах.

А параллельно в Госдуме депутат от Ленобласти Сергей Яхнюк продвигает законопроект об упрощённом изъятии сельхозучастков у тех, кто не производит на них сельхозпродукцию…

К законопроекту о продлении «дачной амнистии» прицеплена любопытная глава о формировании наделов под многоквартирными домами, построенными до 2005 года. (До вступления в силу Жилищного кодекса.)

Сейчас эта функция «возложена законодательством на органы власти, однако не обеспечивается ими надлежащим образом», – поясняет Крашенинников.

Законопроект предлагает установить прямую обязанность региональных чиновников проводить все необходимые действия по формированию участка (межевание, постановка на кадастровый учёт), независимо от обращения собственников помещений в МКД. Централизованного финансирования не предусмотрено, значит – дополнительные расходы регионов. С заранее понятным результатом…