Готова общественная экологическая экспертиза КПО «Дубровка», эксперты раскритиковали проект
При строительстве комплекса по переработке отходов (КПО) «Дубровка» предполагается засыпать карьер с водой. По оценкам экспертов, реализовать это на практике очень сложно с учетом экологической безопасности.
Опубликовано новое (второе) заключение общественной экологической экспертизы проекта комплекса по переработке отходов «Дубровка», который планируют обустроить на 33-м километре Мурманского шоссе. Оно отрицательное, то есть эксперты считают, что в таком исполнении проект реализовывать нельзя.
Текст общественной экологической экспертизы доступен онлайн. Ее провело Санкт-Петербургское общество естествоиспытателей по заявлению жителей. Экспертиза занимает почти 200 страниц, включая документы и приложения: она содержит многочисленные указания на ошибочность (по мнению авторов экспертизы) выводов и расчетов, а также недостаток данных, исследований и описаний технологий при разработке проекта мусороперерабатывающего завода.
Одна из основных причин, по которым проект нереализуем по мнению авторов экспертизы, – обводненный карьер. Его предполагается откачать и вывезти воду машинами с цистернами. Как подсчитали авторы экспертизы, потребуется 45,17 тыс. рейсов таких машин (стр. 80–82). «Очевидно, что проектное решение по осушению обводненного карьера неосуществимо», – говорится в выводе по итогам этих расчетов (стр. 83). На даже если карьер осушить и начать готовить почву под полигон, то специалисты не нашли данных по технологиям, которые помешают стокам фильтрата попадать в грунтовые воды – специальный экран, мембраны и т. п. (стр. 85).
Помимо ситуации с осушением карьера, есть и другие технологические проблемы: в проекте не хватает данных о возможностях подключения инженерных сетей (стр. 14–16): электроснабжения, водоснабжения и канализации.
Мусор и вторсырье, которые планируют доставлять в КПО «Дубровка», должны перерабатываться в техногрунт и RDF-топливо. При этом перерабатываемые отходы могут содержать опасные вещества (разлитые лекарства, масла и т. п.). При изучении проектной документации не обнаружено вариантов обращения с опасными отходами (1–2-го классов опасности), каковых может оказаться до 600 тонн в год (стр. 66). По мнению специалистов, есть риск попадания таких опасных веществ в топливо RDF и техногрунт (стр. 67). Как результат, «техногрунт будет иметь непредсказуемый состав», говорится в выводах экспертизы (стр. 72).
Отдельно эксперты остановились на вопросах обработки раздельно накопленного вторсырья (в обиходе – раздельно собранного мусора). Так, на территории КПО "Дубровка" по экспертным расчетам не хватает мощностей для складирования обработки раздельно накопленного вторсырья (стр. 68). Кстати, в комментариях в соцсетях активисты выражают скептицизм, опасаясь, что раздельно собранное и выброшенное в специальные баки все равно в итоге свалят «в одну кучу».
В целом результаты экспертизы указывают, что в проекте массово не хватает той или иной документации, разрешений и обследований, а также имеются неточности в расчетах.
Редакция NSP.RU направила запрос заказчику – компании "Невский экологический оператор" (НЭО). Наше издание готово опубликовать позицию НЭО по результатам общественной экологической экспертизы.
Напомним, государственная экологическая экспертиза еще не завершена (проект КПО «Дубровка» после доработки пришлось повторно подать на согласование в Росприроднадзор). Первую общественную экологическую экспертизу Санкт-Петербургское общество естествоиспытателей успело провести в октябре 2022 года – тоже с отрицательным заключением по этому объекту.