НАШ ЦИТАТНИК: «После 1 июля, если покупатель жилья не работает в IT и не может претендовать на семейную ипотеку, условия будут существенно отличаться. Не стоит рассчитывать на снижение цен на новостройки, на новые льготные программы, на низкую ключевую ставку...» Екатерина Немченко

2 мая, 23:02

Фоторепортаж: как выглядят кварталы Петербурга, которые город собирается сносить ради ВСМ

Фарфоровский пост, склады Коккоревых за Московским вокзалом – это исторические кварталы Петербурга, которые предполагается пустить под снос ради строительства Высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ). В NSP.RU решили посмотреть, как они выглядят сейчас.

Фото: Валерия Пасичниченко

Для сноса под высокоскоростную магистраль предназначены два квартала: участки Фрунзенского района (жилые дома №34, 40, 48 и 54 и административное здание №44, которое принадлежит РЖД, по Фарфоровскому посту), а также склады Кокоревых, здание шоколадно-бисквитной фабрики ТД "Блигкен и Робинсон" и дом в Транспортном переулке, 12, литера А. NSP.RU прогулялась по этим территориям. 

Фарфоровский пост 

Об изъятии недвижимости под "специализированное пассажирское сообщение" жителей оповестили в июне 2023 года. Недвижимость изымается под строительство дополнительных путей на участке Санкт‑Петербург-Главный – Обухово II  под специализированное пассажирское сообщение. 

Двухэтажные дома из красного кирпича были построены на территории Фарфоровского поста в начале XIX века и предназначались для служащих Николаевской железной дороги. В этот же период был построен одноэтажный павильон, который служил станцией. 

Исторический комплекс зданий и станция даже попали на фотографии, сделанные в фотоателье Карла Буллы. Здания на Фарфорфоровском посту расположены в уютных зеленых дворах и выглядят довольно крепкими. Чем-то напоминают крепостные постройки – впечатление не портят даже стеклопакеты. В квартале днем всегда довольно оживленно. 

 «Я здесь уже 42 года живу. Квартира от железной дороги. Понятно, что в доме теперь не только работники станции проживают, а еще и не пойми кто, но раньше квартиры выдавали только сотрудникам. Сейчас не планирую съезжать. А куда? Да и нам ничего не говорили ни про какое расселение. У них же сейчас проект в разработке, а там и понятно будет», – поделился один из жителей дома 34.

1 из 5
Фото: Валерия Пасичниченко

Историческая застройка у Московского вокзала 

Ради вокзала ВСМ предполагается снести краснокирпичные склады Северного страхового общества, известные как склады Кокоревых (Лиговский пр., 50). Этот складской комплекс был построен в XIX веке и включен в список недавно выявленных объектов культурного наследия. 

При строительстве ВСМ планируется сохранить историческое ядро построек. Сейчас же склады Кокоревых – это городское пространство, где есть различные магазины и офисы. Прогуливаясь по рядам, можно насладиться старинной промышленной архитектурой и современными граффити. 

1 из 3
Фото: Валерия Пасичниченко

Находящееся рядом здание шоколадно-бисквитной фабрики ТД "Блигкен и Робинсон" (Лиговский пр., 52) тоже планируют снести и на ее месте разместить привокзальную площадь. Оттуда же собираются организовать и въезд на территорию нового вокзала для общественного транспорта. 

На территории фабрики находятся дореволюционные здания, которые перестраивали в советское время. На данный момент бывшее фабричное здание украшает Лиговский проспект прекрасной архитектурой в стиле эклектика. На нижних этажах находятся торговые помещения и офисы. 

Фото: Валерия Пасичниченко

Третья точка – Транспортный переулок, 12, литера А. Здание числится как жилой дом, но, кажется, сейчас там никто не проживает. Зато в помещениях расположены различные фирмы и числится общественная баня. Рядом находятся заселенные дома, хостелы и детские учреждения. 

Фото: Валерия Пасичниченко

Кстати, район у Московского вокзала уже был свидетелем подобного сценария, когда в 1990-х там был снесен ряд доходных домов ради масштабной железнодорожной стройки. Напомним, до 2008 года рядом с Лиговским проспектом оставался котлован, который петербуржцы прозвали "Ямой". Там планировали возвести вокзал для скоростных поездов, но в итоге появился торговый центр "Галерея". 

Справка NSP 

Строительство Высокоскоростной магистрали Москва – Петербург (ВСМ) предварительно оценивается в сумму до 1,7 трлн рублей. Впрочем, ранее сообщалось, что финансирование стройки из Фонда национального благосостояния могут отложить. Несмотря на это, стройку продолжают обсуждать. Поезда ВСМ будут делать 12 остановок на своем пути, расстояние между Москвой и Петербургом можно будет преодолеть за два часа и 15 минут.