НАШ ЦИТАТНИК: «Жители делают вид, что платят за капремонт, а мы за эти деньги делаем вид, что ремонтируем. Эту тенденцию надо менять. По прогнозам Минстроя, под 40 млн кв.м к 2030-му уже аварийного жилья. Если перевести в деньги, это 4 трлн рублей. У нас их нет...» Марат Хуснуллин

27 апреля, 19:43

Игорь Пигин: «Мы всегда работали в режиме не просто жесткой, а даже нечестной конкуренции»

7 августа 2023 в 11:47

В гостиничной отрасли цифровизация – не цель и не модный тренд, а технология, которая помогает настроить сервисы под клиента. В апарт-отелях эта задача на порядок сложнее.

День строителя 2023-Стройка выше обстоятельств-проект NSP.RU

Специальная праздничная номинация: 
«ВИРТУОЗЫ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ» 


Об особенностях развития отрасли после введения санкций рассуждает Игорь Пигин, технический директор компании «Эделинк». 

фото предоставлено пресс-службой компании «Эделинк».

— Два года назад «Недвижка» впервые написала о системе Ecvi Apart, предназначенной для управления апарт-отелями. Вы тогда внедряли ее в апарт-отеле YE’S на ул. Хошимина, в комплексе NEXT на Среднем проспекте. С тех пор многое изменилось? 
— Система популярна, круг партнеров растет, география расширяется. Мы растем и в домашнем регионе, на Северо-Западе. Внедряем нашу систему в Москве, появились два крупных клиента в Крыму. Есть объект в Казахстане, теперь появился проект в Эмиратах, нашего партнера, компании Becar. Мы автоматизировали их коливинг в Дубае. Помимо поставки ПО, мы также провели работу по интеграции с собственными системами Becar’а.  
У них сильный IT-департамент, собственные продукты: платформа Kaizen, «мобильный консьерж» и др. Надо было еще доработать ПО под местную специфику: учесть налогообложение, требования по миграционному учету и т. д. Все это мы сделали за два месяца. 
Из недавних проектов в Петербурге – проект с апарт-отелем IN2IT группы PLG. Мы заменили систему управления Opera от Oracle на платформу Ecvi Apart. Такой переход связан с определенными сложностями: коллегам пришлось переучиваться. Хотя и наш продукт, и Opera – платформы PMS (система управления отелем), но есть специфика. У нас разработана методика внедрения, а переход происходил в момент, когда уже начинался сезон бронирования. Плюс надо было делать некоторые доработки. Коллеги из IN2IT выдвинули ряд разумных требований. Мы доработали систему тарифов, возможность включения коммунальных услуг, большое количество отчетов. Отчеты – это вообще отдельная тема. Гибкость в разработке отчетных форм – наша сильная сторона. Каждый крупный объект формирует свой набор правил, привычек и пр. 

— Отчет – та информация, которую получают УК и собственник? 
— В первую очередь он формируется для управляющей компании. Но и собственники также получают определенный набор данных. Это вопрос комплектации личного кабинета. 

— Какие возможности предоставляет ЛК? 
— В задачу УК, которая управляет сервисными апартаментами, входит работа и с арендаторами (гостями), и с собственниками. На первом месте – повышение доходности. Не менее важная функция – разъяснение, снятие типичных вопросов. На объекте, в котором несколько сотен собственников, множество людей будут задавать вопросы УК, если наши отчеты будут сформированы недостаточно подробно и наглядно. Собственник может видеть и отчеты по своим апартаментам за предыдущий период, и актуальные цифры по загрузке, доходам, среднему тарифу, по бронированию и т. д. Наш ЛК – не панацея, не уверен, что он подходит всем девелоперам. На рынке сервисных апартаментов пока нет универсальной методики. Часть УК работает по «котловому» принципу, часть предлагает различные программы; доходность считают по-разному. Нет согласия в том, как делить услуги на собственные и агентские. Масса нюансов. ЛК надо тоже дорабатывать под клиента. Мы предлагаем API (Application Programming Interface), набор программных функций. Их можно дорабатывать, можно подключить решения от сторонних разработчиков. Вы можете сами разработать ЛК и просто получать необходимую информацию из нашей системы. 

— С кем вы конкурируете в сфере цифровизации управления апарт-отелями? 
— Сейчас до многих наших коллег по IT-индустрии дошла информация о привлекательности сегмента сервисных апартаментов. Многие начали разрабатывать решения для него. В том числе и те, кто раньше занимался исключительно гостиницами. Но у нас фора по времени; мы уже лет пять занимаемся этой темой, сотрудничаем с крупными девелоперами и УК. Вообще конкуренция – это хорошо. Компания Libra Hospitality пытается активно предлагать некие решения. Разработчики платформ Fidelio и Opera по-прежнему утверждают, что их функционала достаточно и для апартов. Это легенда, но многие еще верят. 
 
— Использование решений от западных разработчиков осознается на российском рынке как фактор риска?  
— Думаю, для любого человека, который реалистично смотрит на ситуацию, использование западных систем несет в себе определенные риски. К сожалению, за предыдущий период сложилось почти религиозное почитание западных программных продуктов и решений. И так просто оно не проходит. Но постепенно отрезвление наступает. Прекратилось давление со стороны западных отельных «цепочек», которые ранее просто диктовали определенный выбор. Теперь продукты выбирают по соотношению цены и функционала, учитывая возможности развития и требования информационной безопасности. И все чаще отдают предпочтение российским решениям. 
 
— Так «Эделинк» сегодня в своем сегменте почти монополист? 
— Я бы так не стал утверждать. У нас есть конкуренты, которые не дадут почивать на лаврах. Хотя мы и не собирались. Разработка ПО в России применительно к индустрии гостеприимства – специфический, относительно молодой и достаточно свободный рынок. Мы никогда не находились в ситуации протекционизма со стороны государства или контролирующих органов. Даже в условиях санкций клиенты могут приобретать и эксплуатировать иностранное ПО.  
В том числе из недружественных стран. Мы начинали работать в режиме не просто жесткой, а даже нечестной конкуренции. Наших западных конкурентов безальтернативно продвигали международные отельные бренды.  
И даже российские УК считали нормальным использовать американские программные продукты, а государство никак этому не препятствовало. Сейчас мы видим (например, в банковском секторе, в нефтегазовом), как западные поставщики просто останавливают обслуживание своих систем. В отельной индустрии пока такого нет. Мы просто предлагаем более качественное и более надежное ПО. С меньшими рисками в будущем. 

— По смежной теме: ушел сервис бронирования Booking.com. Полноценной замены так ведь и нет? 
— Пожалуй. Хотя… Когда полтора года назад возникли сложности с зарубежными поставками, целый ряд компаний бросился разрабатывать импортозамещающие продукты и решения. Быстро и качественно сделать что-то, чтобы заменить западные аналоги, крайне сложно. Или вообще невозможно. Нельзя было год назад спешно написать отечественный Booking.com и предлагать его как полноценную замену. Значительную часть клиентов этого сервиса забрали Ostrovok и Bronevik, сами отели занялись доработкой прямого бронирования. Но мы-то не полтора года назад начали заниматься импортозамещением, мы уже к моменту введения санкций были готовы предлагать свои системы. Потому что в предыдущие несколько лет, чтобы наше ПО купили, надо было быть на голову выше.  
 
— С заменой внешнего туризма на внутренний снизился средний чек. В регионе вводятся рекреационные апарты, в самых разных форматах. Есть ли нижняя граница для применения ваших решений? От какого количества номеров отельерам интересно с вами работать? Надо ли ее ставить на базе отдыха, где 15 коттеджей? 
— Надо разумно подходить к выбору функционала. «Эделинк» предлагает целую линейку продуктов – Ecvi Base, Ecvi Pro, Ecvi Apart. Cтандартная версия Ecvi Base подойдет и достаточно бюджетным, и небольшим объектам. Есть партнеры и с десятком номеров. Хотя, конечно, если у вас три коттеджа, вы сможете управлять и вручную. У нас не самый дешевый продукт. 
Мы долго думали, как определить целевую аудиторию для Ecvi Pro. И решили, что это «требовательные отельеры». Не так важно количество мест и объем услуг. Важнее отношение к бизнесу.  
И при наличии двух-трех десятков коттеджей может быть полезным тот же функционал, который применяется в отеле на 100–200 номеров. Это и работа с постоянными клиентами, и система лояльности, и динамическое ценообразование…
«Требовательные отельеры», чем бы они ни управляли – отелем, хостелом, глэмпингом или даже гостиницей для животных, – могут эффективно использовать наши продукты. Загородные комплексы, как правило, располагаются на обширной территории, имеют много дополнительных сервисов. В том числе прокат лодок и квадроциклов, аренда спортивного инвентаря, бани, мангальных беседок и т. д. В нашем понимании отель сдает не только номера, а любые ресурсы: конференц-залы, переговорные, места в коворкингах, парковочные места и т. д. В загородном варианте таких объектов больше, но подход тот же. С закрытием западных направлений для отдыха многие загородные отели получили новых заказчиков, которые готовы арендовать коттеджи на месяц или на сезон. Значит, нужна помесячная, а не посуточная тарификация. Мы умеем работать с таким разнообразием задач. 
 
— Еще про импортозамещение. Про ПО вы разъяснили. А что с «железом», с элементной базой, с серверами? 
— Проблема, конечно, есть. Но, к счастью, нас она касается гораздо меньше. Для развертывания системы Ecvi необязательно приобретать сами серверы.  
У нас продвинутая, но достаточно «легкая» система. Можно выбирать виртуальные серверы, хоть на собственных мощностях заказчика, хоть на арендованных у независимых дата-центров. 
В этой области обширное предложение и серьезная конкуренция. Можно арендовать нужные мощности за разумные деньги. Напрямую дефицит комплектующих нас не касается. Серьезных угроз для нас и для наших клиентов я не вижу.
 
— Но ведь падает и качество связи, и надежность мобильного интернета… 
— Конечно, идет определенная деградация. Если на уровне страны возникнет угроза нехватки комплектующих, она коснется всех. Но нас – не в первую очередь. Запас по мощности у дата-центров есть. Тема «облачных» приложений неплохо проработана, включая резервное копирование. Не надо думать, что «облако» можно запросто отключить рубильником. В ближайшие годы проблем с «железом» быть не должно. 
Надо разумно смотреть на риски и соотносить их с развитием технологий. Гостиничный рынок консервативен. Еще десять лет назад, когда мы только начинали, казалось, что потребители не будут доверять «облачным» решениям. А предпочтут собственный сервер в подвале отеля, за железной дверью. Оказалось, что надежность «облачных» решений выше, чем у традиционных подходов. Сбой электроснабжения, авария водоснабжения, пожар, наконец, – всякое бывает. Даже мы не размещаем системы у себя – доверяем крупным дата-центрам, находящимся в Москве. 
  
— Какие направления цифровизации в индустрии гостеприимства вы считаете перспективными? 
— Если не витать в облаках, рассуждая, например, об искусственном интеллекте… Активно развивается разработка мобильных приложений. Это актуально именно для сервисных апартаментов. Для гостей классического отеля это неинтересно – они не будут устанавливать дополнительные приложения на свои смартфоны, приехав на несколько дней.  
Другая ситуация в сервисных апартаментах, где есть круг долгосрочных арендаторов. Если человек живет здесь несколько месяцев, он заинтересован в решениях, которые позволяют ему самостоятельно управлять набором услуг, получать дополнительную информацию по сервисам, как от самого отеля, так и от находящихся поблизости «точек» и предприятий. Решения для самостоятельной регистрации, самостоятельного заселения в отель – интересный и перспективный тренд.