Пути агломерации: наиболее значимые дорожные стройки на границе Петербурга и Ленобласти
Вопрос транспортной доступности новых периферийных районов, формирующихся на границе Петербурга и Ленинградской области, первостепенный для жилищного и коммерческого девелопмента. Реализация проектов комплексного освоения территорий упирается в нехватку дорог, развязок и современного общественного транспорта. Мы обобщили информацию о наиболее значимых дорожных стройках региона и о долгоиграющих проектах в сфере транспортной инфраструктуры.
Подходы к «Лахта-центру»
- Статус проекта: заключен контракт на проектирование и строительство. Для второй очереди дорог согласовывается градостроительная документация.
Башня, построенная для Газпрома, и окружающая ее деловая застройка будут обеспечены новым автомобильным подъездом – так называемая трасса М-32. Дорога начнется от Приморского шоссе, как раз в районе небоскреба, виадуком перекинется через железнодорожные пути и мимо существующих коттеджей пройдет в сторону Конной Лахты. Чтобы ускорить прокладку этой трассы, разрешено одновременное проектирование и разработка ППТ. Контракт на проектирование и стройку заключен в январе 2023 года. Подрядчиком стало АО «ВАД». Стоимость работ составит более 18 млрд рублей, их надо завершить до конца 2027 года.
Летом 2023-го прошли обсуждения проекта планировки территории, на которых выяснилось, что ради новой магистрали часть зданий в малоэтажном секторе предстоит снести. А это значит, что стройка может затянуться из-за согласований с собственниками.
По трассе М-32 можно будет добраться почти до Конной Лахты, где располагается кластер промышленных предприятий. Однако дальше, по замыслу, от Конной Лахты до ВСД, пройдет уже другая трасса – М-49. О статусе этого проекта пока мало что известно. Но несколько лет назад появились сообщения о том, что дорога «упирается» в зону городских лесов; вероятно, чиновники ищут вариант новой трассировки.
Кстати, само Приморское шоссе рядом с башней оборудуется пешеходным переходом, создание которого оценено ни много ни мало в 2 млрд рублей. Он пройдет под дорогой и под железнодорожными путями.
У Газпрома большие планы застройки этого района. Например, анонсировано строительство еще двух небоскребов. Сроки, правда, не определены. Кроме того, до сих не открыт для посетителей и служащих уже готовый «Лахта-центр».
КАД-2
Статус проекта: выбор трассировки.
О необходимости строительства второй кольцевой автодороги вокруг Петербурга несколько лет назад заявил сам президент РФ. Найти место для такой трассы – сложная задача, поскольку окрестности Петербурга плотно застроены.
Работы взяла на себя компания «Автодор-инжиниринг». Она заключила контракты на обоснование выбора маршрута второй кольцевой автодороги, учитывая исследования районов застройки и т. п.
КАД-2 пока не фигурирует в дорожно-транспортной схеме территориального планирования Ленинградской области. Но один из вариантов трассировки внезапно обнаружился в документации на размещение «мусорных» предприятий. Если его решат реализовать, то КАД-2, в частности, может пройти у Токсовских озер. Стоимость строительства магистрали пока не обозначена.
«Вылетная» магистраль М-7
- Статус проекта: подписано соглашение, сроки строительства не определены.
Один из долгоиграющих проектов, вызывающий споры и в профессиональной среде, и среди горожан. Магистраль непрерывного движения № 7 должна начаться на Арсенальной набережной в районе Финляндского вокзала, пройти через Удельный парк (что, разумеется, вызывает протесты граждан) и выйти за черту Петербурга.
Казалось, что от этой дороги чиновники уже отказались, однако на ПМЭФ-2023 проект всплыл вновь – в виде соглашения между городом и ООО «ВТБ Инфраструктурный Холдинг». Детали соглашения не обнародованы, но, по данным СМИ, предполагаемая сумма инвестиций оценивается в 300 млрд рублей (для сравнения: годовой бюджет Петербурга – это примерно триллион рублей).
Трасса Петербург – Матокса, обход Мурино и Нового Девяткино
- Статус проекта: областная часть строится, для городской – готовится проект.
Трасса, призванная вывести транзитное движение из плотной жилой застройки, начинается от Пискаревского проспекта в районе пересечения с Муринской дорогой. Дорога поделена на две части: областную и городскую. Область уже строит свой участок – это более 6 км. Стоимость контракта – 7 млрд рублей, магистраль по плану предстоит завершить 2026 году. Работы выполнит компания «Техносфера».
Петербургская часть должна включать развязку на пересечении Муринской дороги и трассы Петербург – Матокса. Ее проектирует АО «Петербург-дорсервис». Стоимость работ пока не озвучивается.
Дорога также, по плану, пройдет через так называемый Пейзажный парк на берегу Охты. Его благоустройство анонсировала администрация Красногвардейского района.
Дорога к Янино – расширенное Колтушское шоссе
- Статус проекта: идет реконструкция (расширение) участка Колтушского шоссе от КАД в сторону деревни Старая.
Трассу строит ООО «Техносфера» по контракту с «Ленавтодором». Стоимость работ – чуть более 3 млрд рублей. Расширить шоссе от КАД до поворота на Суоранду по плану предстоит к концу 2024 года.
Трасса должна стать четырехполосной, с шумозащитными экранами.
В таком виде она, по замыслу, упростит выезд и для жителей Янино, и для работников промзоны. Одна из организационных сложностей – переговоры с многочисленными владельцами придорожных участков об их выкупе.
ВСД
- Статус проекта: строится первый этап – до Витебского проспекта.
Главный транспортный проект Петербурга – скоростная платная трасса от ЗСД, через Московский проспект до Витебского, далее от Витебского до Союзного, оттуда до улицы Коммуны и от ул. Коммуны до КАД.
В Ленобласти, судя по схеме территориального планирования, ВСД может «раздвоиться»: одна дорога пойдет во Всеволожск мимо Янино (ее тоже неофициально называют частью ВСД), а вторая – к Мурманскому шоссе.
Общая стоимость работ до границы Петербурга и Ленобласти оценивается в 340 млрд рублей.
Южная широтная магистраль
- Статус проекта: выбран подрядчик, получено разрешение на строительство.
Южная широтная магистраль по плану соединит Волхонское шоссе с Московским. Трасса запланирована как дублер перегруженного участка КАД.
Первый этап Южной широтной магистрали включает в себя участок от перспективной Южно-Волхонской дороги до пересечения шоссе Подбельского с Сетевой улицей. По замыслу трасса пройдет по путепроводу через Балтийское направление железной дороги (его предстоит построить). Далее Южная широтная магистраль обогнет Кузьминское кладбище, а в районе пересечения железнодорожных путей Витебского направления должен появиться второй путепровод. На пересечении с продолжением шоссе Подбельского построят разноуровневую транспортную развязку.
В феврале 2023 года Смольный выбрал подрядную организацию для сооружения двух участков Южной широтной магистрали: первый – от Петербургского шоссе до развязки с шоссе Подбельского; второй – от Сарицкой улицы до развязки с Петербургским шоссе. Работы выполнит АО «ВАД». Стоимость контракта составила почти в 21 млрд рублей.
Дороги в Новосаратовку
- Статус проекта: подготовка проектной документации и ППТ.
Новосаратовка – населенный пункт на границе с Петербургом, где идет масштабная застройка. Чтобы обеспечить обитателям будущих жилых «миллионников» въезд и выезд, с 2021 года готовится проект планировки территории для дороги Колтуши – Новосаратовка. Она обеспечит выезд из Новосаратовки на Мурманское шоссе. Проектирование ведется за счет девелоперов (работы финансирует Группа ЦДС – один из основных застройщиков Новосаратовки). Стоимость строительства пока не оглашается.
Кроме того, в обозримых планах областного правительства значится реконструкция с расширением до четырех полос дороги к поселку имени Свердлова.
Кстати, судя по проекту Генплана Свердловского поселения, в Новосаратовке запланирована станция метро. В планах и трамвайная ветка.
Юго-западный железнодорожный обход
- Статус проекта: согласована трассировка.
В 2023 году в федеральную схему территориального планирования РФ в области транспорта была внесена трассировка южного железнодорожного полукольца. Эта ветка нужна для грузовых перевозок к портам Бронка и Усть-Луга. По плану она должна пройти через следующие поселения: Большеижорское, Лебяженское городское поселение, Пениковское, Оржицкое, Гостилицкое, Ропшинское, Кипенское, Пудостьское, Таицкое, Веревское, Пудомягское и т. п.
Для строительства новой железнодорожной ветки потребуется реконструировать станции Владимирская, Лебяжье и Большая Ижора. Сроки и стоимость строительства этой ветки пока не определены.
Пассажирские железнодорожные диаметры в Петербурге
- Статус проекта: внесены в проект Генплана Петербурга.
Летом 2023 года комиссия по подготовке изменений в Генплан Петербурга утвердила предложения по строительству железнодорожных диаметров, или полуколец для пассажирских перевозок.
Предполагаемый маршрут первого диаметра: Белоостров – Сестрорецк – Новая Деревня – Ланская – Кушелевка – Пискаревка – дача Долгорукова (Ладожский вокзал) – Волковская – Цветочная – Броневая – Дачное – Шоссейная – аэропорт Пулково – Лигово – Ораниенбаум.
Второй диаметр: Токсово – Девяткино – дача Долгорукова (Ладожский вокзал) – Волковская – Цветочная – Броневая – Шоссейная – Александровская – Гатчина-Варшавская.
В аэропорту Пулково, исходя из федеральной схемы территориального планирования, задумано строительство подземного железнодорожного терминала. Стоимость и сроки не обозначены. По самым приблизительным подсчетам, речь идет о сотнях миллиардов рублей.
Высокоскоростная ж. д. магистраль Петербург – Москва
- Статус проекта: определена трассировка.
Разговоры о строительстве скоростной железнодорожной магистрали идут уже несколько десятков лет. Свежая трассировка появилась в 2021 году в федеральной схеме территориального планирования. Из нее ясно, что в Петербурге дорога должна пройти от железнодорожной станции Санкт-Петербург-Главный в едином коридоре с Октябрьской железной дорогой. После пересечения границ Фрунзенского и Колпинского районов ВСМ отклонится от главного хода Октябрьской железной дороги на запад и пройдет между Южной ТЭЦ-22 и Ижорским заводом. В Ленобласти трасса проложена по территории Тосненского района, в обход застроенных территорий Тельмановского сельского и Федоровского городского поселений. Маршрут ВСМ пересекает существующую железную дорогу по направлению Тосно – Гатчина.
По крайней мере, часть электричек, которые сейчас прибывают на Московский вокзал, предполагается перенести на станцию Волковская, сделав ее пассажирской и приспособив для обслуживания пригородных поездов Московского и Волховстроевского направления, а также для маршрутов внутригородских электричек, которые проследуют по участку Глухоозерская – Волковская – Цветочная.
Для поездов, которые будут курсировать по ВСМ между двумя столицами, остановки предусмотрены на станциях Жаровская, Великий Новгород, Окуловка, Выползово, Садва, Логовежь, Новая Тверь, Высоково. Запланированная скорость движения – до 400 км/ч.