НАШ ЦИТАТНИК: «Чтобы в комплексном проекте ИЖС начал сказываться эффект масштаба и были оправданы затраты на «социалку», в нем должно быть не менее 1–1,5 тысячи домовладений. Чтобы реализовать такой объем, нужны десятилетия. Или придется уходить в демпинг...» Максим Хансон

23 апреля, 21:18

Наталия Коротаевская: «Рынок всегда находит решения самых сложных задач»

Сегодня в 08:50

Спрос на новостройки снизился, участники рынка заняли выжидательную позицию. Точно предсказать, как будет развиваться ситуация дальше, никто не берется. Поэтому девелоперы в очередной раз сами занялись разработкой новых инструментов для поддержания спроса. Об этих механизмах, а также о положении дел на «первичке» в целом рассуждает коммерческий директор Группы Аквилон в Санкт-Петербурге и Ленобласти Наталия Коротаевская.

коммерческий директор Группы Аквилон Наталия Коротаевская
Наталия Коротаевская. Фото: Группа Аквилон

 Что скажете о текущей финансовой ситуации на рынке новостроек и о возможных сценариях ее развития? 
– Ситуация непростая. Участники рынка ощутили снижение спроса, который коснулся всех сегментов недвижимости. Причина заключается в усложнении условий ипотечного кредитования и неясности перспектив – прежде всего для потенциальных покупателей. Девелоперы стараются держать цены, а их корректировку проводят максимально аккуратно. Все находятся в выжидательной позиции. В частности, ждут предложений от банков, которые тоже ощутили на себе последствия снижения спроса. Мы уже видим первые шаги по решению вопроса со стороны крупнейших банков. Пока же все ведут активную работу с другими партнерами.  
Что касается Группы Аквилон, то мы чувствуем себя уверенно: на текущий момент процессы в компании стабильны. Мы формируем актуальные планы продаж, разрабатываем программы для наших клиентов в партнерстве с банками. Сдерживаем цены за счет альтернативных программ банков-партнеров.  

– Стало ли сложнее обеспечить объекты проектным финансированием и почему? 
– Нет. Процесс выстроен, все стабильно, без изменений. Хорошо, что ЦБ сохранил текущую ключевую ставку. Надеемся, что она останется на приемлемом уровне в течение года. А в будущем, возможно, снова будут некие послабления.  

– Изменились ли требования банков к застройщикам и условия их кредитования? Каких перемен можно ожидать в ближайшем будущем? 
– На текущий момент существенных изменений нет. Но все мы понимаем, что при снижении спроса наполняемость эскроу замедляется, а это влияет на ставки. Кредитный ресурс становится дороже, что, в свою очередь, влияет на стоимость продукта. Но, повторюсь, в нашей компании все стабильно. 

– За счет каких финансовых инструментов обеспечивается платежеспособный спрос и что произойдет после корректировки или отмены государственных ипотечных программ? 
– Очень трудно делать какие-либо прогнозы. Но рынок недвижимости уже проходил не один кризис, и каждый раз находились решения самых сложных задач. Вот и сейчас уже появились программы различных рассрочек с минимальным удорожанием и другие предложения. Повторюсь, так или иначе в решении проблемы заинтересованы все участники рынка.  
Можно отметить, что ряд экспертов ожидают возращения инвестиционных покупателей весной – в начале лета. В начале года крупнейшие банки предлагали краткосрочные вклады с высокими процентами. И когда срок этих депозитов истечет, покупатели вновь придут на рынок недвижимости. Ведь, как не раз уже доказывало время, недвижимость остается самым надежным средством сохранения накоплений. 

– Какие программы привлечения покупателей есть у вас? 
– Популярностью сейчас пользуется программа «Берем проценты на себя», которая позволяет снижать платеж на первый год кредитования, а также рассрочки. У нас есть несколько видов рассрочек с первым взносом 20%, 30% и 50%. Все они предоставляются на год.  
На мой взгляд, сложившая ситуация приведет к улучшению девелоперского продукта и развитию клиентоориентированности. На рынке покупателя мы работаем уже много лет, но сейчас компании будут стремиться еще тщательнее работать над привлечением клиента. Поэтому растет число различных сервисных услуг: такси на объект, оплата билетов, увеличение скидок региональным покупателям, проведение дней открытых дверей и т. д. Параллельно улучшается качество отделки, развиваются предложения с меблировкой и прочее. Так что в итоге мы получим еще более цивилизованный и прозрачный рынок с высококачественным продуктом. А спрос рано или поздно восстановится. 

Один из вариантов отделки и меблировки, разрабатываемых Группой Аквилон:

Один из вариантов отделки и меблировки. Группа Аквилон
Фото: Группа Аквилон

 Реклама / Группа Аквилон / Проектные декларации на сайте наш.дом.рф 

erid: 2SDnjf3j4YY