Михаил Гущин: «Новые школы никогда не получаются типовыми, этого не позволяют даже «красные линии» участка»
За последние десять лет Группа RBI построила или капитально отремонтировали для города 13 школ и детских садов. Многие из них – на территории жилых проектов, отметил вице-президент по маркетингу и продукту компании Михаил Гущин.
Гущин Михаил
Группа RBI
Новые школы никогда не получаются типовыми, этого не позволяют даже «красные линии» участка. Если в советские времена при строительстве школы государство не особенно ограничивалось ими и могло в той или иной степени выбрать участок, подходящий под типовой проект, то сейчас девелоперам необходимо учитывать ландшафт, размер пятна под объект.
Важно, что школы сегодня – это всегда современные здания, созданные теми же лучшими архитекторами, которых мы привлекаем к проектированию домов. У них оригинальная архитектура и единый дизайн-код с жилыми кварталами – они гармонично вписываются в создаваемый новый жилой комплекс. Плюс, конечно, максимальная инсоляция и самое новое оснащение.
Школы сегодняшнего дня отличаются от тех, что были в нашем детстве и с точки зрения образовательной программы. Появляются новые направления – информационные технологии, медиацентры, прототипирование, биотехнологии – все это тоже надо учитывать. Например, в школе на территории ЖК Ultra City в Приморском районе есть информационный центр с мультимедийным оборудованием, кабинет биологии площадью более 100 кв. метров с зимним садом, лингафонные кабинеты для изучения иностранных языков, балетный зал. Такой проект точно не назвать типовым, как по архитектуре, так и по наполнению.
Кроме того, девелоперы начинают строить учебные заведения так, чтобы они были интересны и полезны всем, кто живет в квартале. Например, часто разрешают жителям во внеурочное время позаниматься спортом на стадионе. Таким образом, школы тоже могут выступать в качестве новых центров общественной жизни.
В крупных проектах могут быть и другие точки притяжения – специальные соседские центры, со своими помещениями, регулярными мероприятиями. Правда, они имеют право на жизнь прежде всего в достаточно больших проектах. На практическом примере мы иногда убеждаемся: подобные соседские пространства в итоге существуют ровно до момента, пока девелопер готов инвестировать в их жизнь и эксплуатацию.
Поэтому наш подход несколько другой: мы тщательно прорабатываем концепцию дворов как общественных пространств. Создаем, в коллаборации с психологами и урбанистами, такие дворовые пространства, которые максимально мотивируют людей общаться, проводить время вместе, не сидеть в четырех стенах. Причем это места для людей всех возрастов и интересов. Не только детские игровые зоны, но даже, например, специальные пространства для пожилых людей. Наш рецепт – интересный, «интерактивный» двор, грамотное зонирование проектов, продуманная организация маршрутов людей.
Как пример – в проекте на улице Шостаковича мы создаем два уровня дворов: нижний общедоступный парк и приватный двор на стилобате – внутреннее общественное «пространство». Предусмотрен также пешеходный бульвар с кафе, ресторанами, и в целом много работали над зонированием коммерческих помещений, организацией пешеходных потоков. Эти коммерческие помещения в будущем также могут брать на себя функцию по созданию «интерактива» в жизни наших проектов.
Мы верим, что именно такой подход обеспечивает наилучшее взаимодействие между соседями. И у нас есть проекты, где люди «самоорганизуются», играют баскетбол, футбол, устраивают турниры, вместе занимаются воркаутом на спортплощадках. Сейчас фактически в любом достаточно крупном ЖК создаются и детские сады, и площадки для настольных игр, и прогулочные бульвары – все это во многом заменяет соседские центры в помещениях как часть инфраструктуры дома.
При таком подходе соседская активность становится долгосрочной системой, которая существует сама по себе, без необходимости дополнительных инвестиций или субсидий. Девелопер лишь помогает ей появиться, предусмотрев какие-то необходимые вещи на начальном этапе, к примеру, общественные помещения в инфраструктуре дома, например, музыкальная гостиная или коворкинги. Везде в подобных местах можно будет собрать друзей, соседей, провести мастер-класс, презентацию или кинопросмотр.