НАШ ЦИТАТНИК: «Снижение ключевой ставки стало бы отличным подарком от Деда Мороза для экономики! Вот бы снизить ее до 4% — и тогда нам не нужны никакие субсидии!..» Алексей Белоусов

8 января, 06:03

Обустройство транспортной инфраструктуры: как предотвратить ДТП с пассажирами общественного транспорта

4 января в 12:16

Аварии с пассажирами общественного транспорта происходят не только по невнимательности, вине неисправной техники или ошибок водителей. По мнению экспертов, ряд трагедий можно было бы предотвратить, меняя конфигурацию дорог и улиц. Так, под конец 2024 года в профессиональном сообществе обсуждалось заявление «Горэлектротранса» о том, что более около 400 трамвайных остановок в Петербурге небезопасны. Что можно изменить, чтобы пассажиры, идущие к остановке или выходящие из общественного транспорта, реже попадали в ДТП.

Фото: NSP

Способ первый: обособленные платформы для выхода пассажиров из трамвая 

Очередная трагедия произошла в начале ноября 2024 года на улице Савушкина, когда водитель машины не успел отреагировать на выход 14-летней девушки из трамвая. Появление обособленной платформы для посадки-высадки пассажиров могло бы снизить уровень опасности подобных остановок. Тем более, что такие платформы в Петербурге уже есть. Например, на Кронверкском проспекте, улице Руставели, проспекте Луначарского и др. Однако "Горэлектротранс" подсчитал, что в Петербурге еще остаются около 400 опасных остановок.

«Сооружение трамвайных платформ кажется многим непосильной задачей, так как якобы отнимает полосы движения, — говорит руководитель проектов компании "STEP. Транспортные решения" Георгий Фролов. — Однако, во-первых, не очень понятно, почему в таком вопросе мы ставим, вопреки здравому смыслу и вопреки закону, пропускную способность впереди безопасности, а во-вторых, далеко не всегда для строительства островка нужны уширения проезжей части. Так, островки можно размещать после перекрёстков в створе полос, работающих на левый поворот — в такой ситуации островок никак не ограничивает основной ход».

Эксперт уточняет, что во многих ситуациях оптимальным будет также изменить геометрию дороги, и от этого выиграют все участники движения: пассажирам будет безопаснее и удобнее садиться в вагон, трамваи поедут быстрее, так как не надо будет каждый раз ждать на остановке, пока люди дойдут с тротуаров. По той же причине поедут быстрее и автомобили, для которых исчезнет фактор риска, что в любой момент двери попутного трамвая откроются и прямо под колеса выйдут люди. 

Кронверкский пр. Обособленная платформа. Фото: NSP

Способ второй: пешеходные переходы через боковые проезды 

Один из постоянных типов ДТП: человек спешит к остановке общественного транспорта из жилого квартала, ему нужно перейти “карман” или боковой проезд. Чтобы сделать это по правилам, требуется небольшой крюк для пешеходного перехода — но автобус уже подъезжает к остановке, а “карман” может и не воспринимается как опасная дорога. Люди перебегают по кратчайшей траектории, а не по пешеходному переходу. Подобный случай как раз произошел в сентябре 2024 года на Ленинском пр., 55, когда машина столкнула ребенка. 

На таких опасных участках дороги могут помочь пешеходные переходы через карманы с двух сторон от остановки или даже большой переход по всех длине остановки. "К сожалению, есть миф, что пешеходные переходы нужно делать не чаще, чем раз в 200 метров, хотя в нормах такого жесткого требования нет, — отмечаетавтор телеграм-канала "Сказочный проектировщик" Иван Вергазов. — На самом деле, переходы нужно делать там, где по факту хотят ходить люди и где уже сложились маршруты — те самые "народные тропы". На тех же остановках (особенно трамваев) переходы нужно делать и до остановки, и после нее".

Согласен с коллегой и Георгий Фролов: "В таких местах, конечно, надо формализовывать такие "стихийные переходы". Упорядоченный и обозначенный переход всегда лучше, чем стихийный. Боковые проезды не подразумевают какого-то активного движения, которое они осложнят, а потому дополнительные переходы на них только добавят порядка всем и удобства пешеходам в частности. При этом очень важно обеспечивать видимость пешехода. Лучше всего это делать физическими уширениями тротуара в зоне перехода. Такая практика в Петербурге ограничена, но в Москве она показала свою эффективность".

Ленинский пр., 55. Источник: «Яндекс.Панорамы»

Способ третий: пешеходные переходы через дорогу у остановок 

Отсутствие подобного перехода (хотя он может и есть, но в отдалении от остановки) нередко провоцирует пассажиров перебегать дорогу, особенно если нужный автобус уже подходит, а для того, чтобы правильно перейти, придется сделать немалый крюк. NSP разбирала пример с такой остановкой на улице Верности. В некоторых случаях ситуация уже наглядна, поскольку перебегающие вытоптали газоны. 

По оценке Ивана Вергазова, зачастую есть возможность уменьшить расстояние, которое пешеход проходит через дорогу от одного тротуара до другого за счет  изгиба поребрика, когда дорога становится то уже, то шире. Например, обустроить переход, а следом остановку, карман для парковки и потом расширение перед перекрестком. Около 90% петербургских улиц имеют возможность, чтобы убрать один ряд, сделав парковку в карманах. 

"В таких случаях ДТП уменьшится, потому что уменьшится длина переходов, — отмечает эксперт, — будет обеспечен «треугольник видимости» — подходы к переходу станут виднее и траектории пешеходов предсказуемее; будет облегчен визуальный контакт водителя с пешеходом".