НАШ ЦИТАТНИК: «Наши застройщики в последние годы показали, что они быстро адаптируются. Они накопили хорошую подушку безопасности. Охлаждение рынка новостроек произойдет, но они справятся...» Эльвира Набиуллина

30 октября, 19:41

Норманн в долгах

27 марта 2018 в 07:50

Компания «Норманн» переносит сроки ввода строящихся жилых комплексов. Руководители фирмы ссылаются на экономический кризис, но в правоохранительных органах говорят о нецелевом использовании средств дольщиков.

Компания «Норманн» переносит сроки ввода строящихся жилых комплексов. Руководители фирмы ссылаются на экономический кризис, но в правоохранительных органах говорят о нецелевом использовании средств дольщиков.

СК «Норманн» появилась на рынке в 2004-м, так что не новичок. Фирма работает под девизом «Квартиры первого выбора»: основная ставка делается на тех, кто покупает первую квартиру, ключевой критерий для такого жилья — низкая цена. Сначала застройщик возводил небольшие дома в Петербурге, а затем занялся более крупными проектами на границе города и области. В 2015 году компания замыкала двадцатку крупнейших российских девелоперов и строила почти 500 000 кв.м жилья.
К маю 2017-го «Норманн» продал 11 000 квартир. К этому моменту компания построила 14 жилых комплексов (или 21 жилой дом): три очереди ЖК «Ижора Парк», три очереди комплекса во Всеволожске, две очереди ЖК «Шушары», первые очереди ЖК «Десяткино» и «Три апельсина», клубный дом «Коломяги бриз», ЖК «Два капитана», «Невская вертикаль» и дом на Витебском пр., 77, корп. 3.

Не в первый раз

Не все стройки завершались гладко. Например, новоселы «Двух капитанов» в суде истребовали с застройщика 17 млн рублей компенсации: пришлось менять трубы горячего водоснабжения.

Комплекс «На Заречной» (Парнас) попал в реестр «самостроев». Застройщик купил участок с готовым градпланом, начал заключать с гражданами предварительные ДДУ, а деньги принимал по договорам займа (за что был оштрафован). Но вышла заминка: власти тянули, пока все застройщики в этой локации, включая «Норманн», не согласились финансировать социальные и инженерные объекты в квартале. В августе 2013-го (к этому моменту возвели пять этажей) «Норманн» сообщил дольщикам, что стройка заморожена. Получить новый градплан удалось только в 2014-м.
Дольщики ЖК во Всеволожске жаловались на недоделки, затопленные подвалы, но главное — несколько лет их дома обеспечивала электричеством дизельная электростанция.
Первую очередь ЖК «Десяткино» в Мурино ввели в ноябре 2016-го, однако затем областные власти документ ото­звали. Новое разрешение на ввод фирма получила только в марте 2017-го.

Сроки сорваны

Сейчас «Норманн» реализует восемь проектов. Четыре из них — в Петербурге. Малоэтажный комплекс «Нормандия» строят в Коломягах. Право аренды участка 7,87 га застройщик выиграл на торгах в 2007 году. Но приватизировать отдельные пятна пришлось через суд. В проекте несколько таунхаусов, всего 269 секций. Первую очередь должны завершить в третьем квартале 2018-го. Комплексы «На Заречной» и «Три апельсина» расположены на Парнасе, крупный проект «Ижора парк» — в Металлострое.
В Ленобласти компания строит ЖК «Яркий» в Янино-1, «Морошкино» в деревне Порошкино, а также «Десяткино» и «Десяткино 2.0» в западном Мурино. Реализуют проекты дочерние структуры: «Норманн-Юг», «ИСГ Норманн», «Норманн ЛО», «Норманн-Запад» и т.д.
В ноябре 2016-го фирма заявила о переносе ввода домов — от полугода до двух лет. Однако граждане уверены, что и в эти сроки уложиться не получится: на некоторых объектах, по их словам, работы не ведутся вовсе, на других идут крайне медленно.
В январе 2017 года дольщики вышли на митинг. Они требовали от властей усилить контроль за стройками и жаловались, что компания не идет на диалог. Их также возмущало, что, не завершив предыдущие проекты, «Норманн» вкладывается в новые. Так, в 2013-м он купил ростов­ский Донхлеббанк. Летом 2017-го компания приобрела право аренды участка для строительства дома в Мурино. Кстати, 44 квартиры в нем надо передать городу — для обманутых дольщиков. А в октябре фирма заявила, что запускает сеть апарт-отелей «Спарта»; первый должны построить недалеко от метро «Улица Дыбенко», на Товарищеском пр., 38.

«Спасительный» кризис

В «Норманне» уже не в первый раз признаются, что задержки связаны с недостатком оборотных средств. «Мы продаем недорогое жилье с минимальной наценкой и зарабатываем на объемах. Когда продажи падают — начинаются проблемы с оборотными средствами. Отсюда и задержки. При этом у нас огромный — более 11 млрд рублей — резерв проектов, по которым есть разрешения на строительство, и непроданного жилья. Мы работаем на собственных средствах и ищем инвесторов, чтобы реализовать этот потенциал», — пояснял гендиректор компании Борис Бросалин. Приставы пытаются взыскать с фирмы более 130 млн.
В феврале 2017 года выяснилось, что против Бориса Бросалина возбуждено несколько уголовных дел, в том числе из-за невыплаты дольщикам неустоек за просрочку. Его также обвиняли в том, что он сменил реквизиты, чтобы избежать списания задолженности.
В марте 2017-го прокуратура Ленобласти выявила «неправомерные действия при привлечении и расходовании средств дольщиков» в ходе строительства ЖК «Десяткино 2.0». Материалы проверки направили в следственные органы, чтобы возбудить уголовное дело по 
ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество).
Несмотря на высокую готовность и техническую возможность в короткий срок ввести первую очередь ЖК «На Заречной» и вторую очередь ЖК «Три апельсина», работы на этих объектах практически не ведутся. Денег не хватает, руководство ГК «Норманн» планирует активизировать работы после завершения ЖК «Ижора Парк».
Чиновники помогли урегулировать вопросы с энергетиками: долги застройщика реструктурированы, разделены по юрлицам. Это позволяет подать тепло в ЖК «На Заречной» в апреле 2018-го, а в ЖК «Ижора Парк» — после первого платежа.
Комитет помогает компании в реализации активов, чтобы направить средства на завершение проблемных объектов.
В комитете отмечают, что руковод­ство компании идет на контакт с властями, активно общается с дольщиками. «Норманн» также сообщает, что до конца марта получит ответ от инвесторов о возможном дофинансировании домов. Также властям известно о наличии у компании ликвидных активов.


В Комитете по строительству Петербурга нам сообщили, что на контроле находятся три объекта ГК «Норманн».  Их готовность — 90%. Четвертую очередь «Ижора Парк»  на Садовой улице в Металлострое планировали сдать в марте 2016 года. Затем ввод перенесли на март 2018-го.  Чтобы дом был сдан, нужно закончить электромонтажные работы, внутренние сети водопровода и канализации, кровлю паркинга, отделочные работы, благоустройство.  В середине марта на объекте работали 35 человек



В Комитете госстройнадзора ЛО говорят, что все «дочки» ГК «Норманн», которые строят в области, испытывают трудности. В каждом ЖК сорваны сроки передачи ключей или постановки на кадастровый учет.

В первой очереди «Десяткино»  прошел год между сдачей дома и оформлением собственности на квартиры. Компания находится в списке проблемных, а осенью оказалась в «стоп-листе» — в перечне фирм, которым не выдают разрешения на строительство новых домов, пока не будут завершены начатые.  Объекты регулярно рассматриваются на заседаниях комиссии по защите прав пострадавших дольщиков


###gallery###

20px">разбор полетов

Надежда Арно дольщик четвертой очереди ЖК «Ижора парк»:
« Наши дома должны были достроить в декабре 2015 года, а еще через шесть месяцев — передать ключи. Новый срок — март 2018-го, но завершить дом получится в лучшем случае в мае.

С самого начала стройка шла не по графику. Я покупала квартиру весной 2013-го. Свайное поле готовили год. Нам говорили, что времени в запасе много. Но затем «Норманн» купил Донхлеббанк, запустил несколько проектов в Мурино и на Парнасе, которые в итоге завершили раньше, чем наши дома. Квартиры в нашем проекте распродавались очень хорошо, а новые ЖК строятся в районах с высокой конкуренцией. Возможно, наши деньги пошли на покупку банка или на другие проекты. Это было еще до кризиса, и что бы ни говорили в компании, мы пострадали не от него.

На встречах с дольщиками нас просили подождать, рассказывали, какие работы и когда будут завершены. Но эти обещания не выполнялись.»