НАШ ЦИТАТНИК: «Мы сейчас видим возвращение к уровню первого квартала этого года, когда рынок еще не был так разогрет. По семейной ипотеке по итогам 2024-го может быть предоставлено 2,2 трлн рублей, что в целом сопоставимо с результатами прошлого года...» Эльвира Набиуллина

23 ноября, 00:00

Москва получает карт-бланш

13 июня 2017 в 09:00

Закон о реновации позволит столичным чиновникам строить где угодно и что угодно.

Закон о реновации позволит столичным чиновникам строить где угодно и что угодно.

Пакет поправок в действующее законодательство, для краткости именуемый законом о реновации, принят во втором чтении. И конечно, уже 14 июня будет одобрен в третьем.

Столичные власти осуществили грамотный информационный маневр. Все внимание СМИ и правозащитников, самих москвичей и лидеров оппозиции было приковано к статьям, трактующим права граждан. Выселять без суда или все же по суду; давать равнозначное жилье или равноценное; в границах округа или не обязательно; считать «молчунов» согласными на переезд или нет… Торговля шла громко и небезуспешно; в одной из публикаций коллеги даже отметили: «Столичные власти подозрительно уступчивы».

Осмелимся утверждать: это все не так важно.

Во-первых, переселение не будет массовым.

Стоимость нового строительства в Москве известна. Например, корпус в ЖК эконом-класса «Бунинские луга» от ГК «ПИК» по декларации обойдется в 600 млн рублей (170 квартир, 8325 кв.м). ЖК «Новая звезда» (концерн «КРОСТ»): 1009 квартир, 34 185 кв.м – 3,5 млрд рублей. А ведь есть еще затраты на снос. Кроме того, в новых жилых комплексах большая часть квартир – студии и «единички», а в хрущевках – двух- и трехкомнатные…

Столичная мэрия отводит на реновацию 100 млрд в год. По примерным (заниженным) расчетам это позволит расселить 100 старых домов. То есть вся программа (4500 домов) займет лет 40-45… (Люди советской закваски помнят лозунг: «Наши дети будут жить при коммунизме!» Ну а дети уже и не в курсе.)

Во-вторых, можно не сомневаться: как раз-таки первые переселения будут комфортными, помпезными и с подчеркнутым вниманием к требованиям граждан. (В рамках нового закона, разумеется.)

А в-третьих – очень похоже, что все это затевалось совсем для других целей.

Содержание программы реновации определяет местная исполнительная власть. Границы территории, на которой она реализуется, – тоже. В этих границах не действуют прежние Правила землепользования и застройки. Поправки в ПЗЗ принимаются автоматически, вместе с каждым новым проектом. Линейные объекты строятся без оформления землеотвода. Пакет документов формируется в соответствии с Градкодексом (реверанс в сторону федералов), но – «с учетом особенностей», предусмотренных законом о реновации (статья 7-2). Если участок, предназначенный под застройку в рамках программы, принадлежит мэрии или относится к «неразграниченным» – разрешение на проектирование, изыскательские работы и на строительство выдаются без оформления прав на землю (там же).

В федеральный закон «О техническом регулировании» вносят замечательное дополнение: «В условиях стесненной городской застройки… федеральные органы исполнительной власти могут устанавливать особенности применения правил или вводить отдельные своды правил и стандартов». В сфере пожарной безопасности – то же самое: для «стесненных условий» можно придумывать и вводить другие правила, «кроме минимально необходимых». (Министр строительства Михаил Мень совсем недавно задумчиво рассуждал о «нюансах регулирования» – как раз в связи с реновацией.)

Градкодекс дополнят такой статьей: «Особенности осуществления градостроительной деятельности в целях реновации жилищного фонда в соответствии с федеральным законом устанавливаются таким федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами субъекта РФ». (То есть пока «такого федерального закона» нет – нормативные акты субъекта и будут главным регулятором.)

Ну и конечно, вся эта нормативная радость бессмысленна, если нет субъекта, который будет воплощать ее в жизнь.

Московский фонд реновации создается как некоммерческая организация, но основные статьи закона об НКО на него не распространяются. Фонд может получать без торгов землю в аренду и даже в безвозмездное пользование. Фонд может привлекать для строительства средства граждан и юридических лиц, выступать застройщиком и заключать договоры долевого участия. При этом ему не нужно заботиться о достаточности собственного капитала, о банковских гарантиях и страховании рисков и (тем более) отчислять средства в компенсационный фонд.

Кстати: о том, что деятельность МФР ограничена рамками программы реновации, нигде не сказано. Цель работы МФР сформулирована весьма нечетко: «предотвращение формирования аварийного жилищного фонда в городе Москве». Под эту формулу подходит любое новое строительство…

Кроме того, МФР может и приобретать жилье для расселения у застройщиков. Как это происходит – можно понаблюдать на примере АИЖК. Агентство за последний год потратило около 13 млрд рублей на приобретение апартаментов – без каких-либо конкурсных процедур, без объявления критериев и запроса ценовых предложений. Сумму «комиссионных» предлагаем читателю рассчитать самостоятельно…

>Мнение NSP
Московских чиновников, конечно, можно поздравить. Их влиятельность вырастет. Столичных застройщиков – скорее всего, не всех, а очень выборочно. (В зависимости от отношений с чиновниками.) Борьба москвичей с уплотнительной застройкой и разного рода внезапными проектами существенно усложняется