НАШ ЦИТАТНИК: «Мы остались зелёным финансовым брендом, но добавили много разнообразия в то, чем занимаемся и чем полезны для клиента. И главное – мы взяли на себя амбициозную задачу экономить людям максимум времени...» Герман Греф

25 сентября, 16:38

Магазины первой необходимости

30 марта в 11:01
2 746

Магазины первой необходимости

Какая коммерция нужна в новостройках? Как увязать требования законов и запросы конечных потребителей? Об этом шла речь на «карантинном» «круглом столе», организованном NSP.

Первые этажи практически всех новостроек занимают коммерческие помещения. И пусть доля этих площадей в общем объёме незначительна, они требуют отдельного внимания застройщиков. Ведь именно конечные пользователи этих помещений в значительной степени определяют качество жизни и комфорт в доме. Как соблюсти баланс между коммерцией и общественными интересами? Как сделать бизнес арендаторов рентабельным и привлекать в этот сегмент инвесторов? Какой доход приносит сдача помещений в аренду и зачем собственнику сдавать объекты по льготной ставке?

Обсудить эти и другие вопросы мы планировали в рамках «круглого стола», назначенного на середину марта. На мероприятие зарегистрировались около 80 человек. Это слишком много с учётом карантинных мер. Поэтому встречу пришлось перенести. Когда вирус победят, мы обязательно проведём наше мероприятие, а пока решили организовать дискуссию в заочном формате.

Артём ГУДЧЕНКО, президент группы компаний RENTA:

– Самая главная проблема стрит-ритейла в новостройках – формирование справедливой цены и арендных ставок на коммерческие помещения. Она влияет на всех участников рынка: застройщиков, инвесторов и арендаторов.

Сегодня девелоперы устанавливают цену квадратного метра по каким-то своим критериям и сначала продают в проектах квартальной застройки самые ликвидные помещения. Покупателями часто выступают непрофессиональные разрозненные инвесторы, действия которых приводят к тому, что арендная ставка в этих коммерческих помещениях существенно снижается, а витрины в них долгое время заклеены объявлениями о вакантности. Это сказывается на продажах оставшихся площадей, менее ликвидных. Новые инвесторы уже не спешат вкладываться в помещения, рядом с которыми столько пустующих площадей с низкой ставкой аренды.

Инвесторы, которые приобретают помещения в стрит-ритейле на ранних этапах строительства, берут кота в мешке: покупают один объект из многих в конкретном жилом комплексе с непонятным окружением. Даже сдав его конкретному арендатору по хорошей ставке, инвестор всё равно рискует, потому что арендаторы по соседству могут «завалить» ставки, о чём обязательно узнает его клиент. К тому же рядом может появиться то, что будет отпугивать клиентов: «наливайка», бюро ритуальных услуг и т.д.

Арендаторов же «заманивают» в коммерческие помещения качественной застройкой, большим трафиком, близостью к метро и пр. Однако фактический поток будет зависеть от того, где разместятся объекты, генерирующие трафик. То есть, если поблизости нет «якорей», к примеру, в виде крупных ритейлеров, условной цветочной лавке или кофейне будет работать довольно сложно.

Выход – полная смена концепции при реализации коммерческих помещений и переход от продажи квадратных метров к готовым инвестиционным решениям. От этого выиграют все. Застройщик должен попытаться создать модель размещения арендаторов в своём квартале и обеспечить помещения необходимой инфраструктурой. Нужно выбрать «якорного» арендатора, который будет генерировать трафик, и предлагать инвесторам объект с уже с готовым или предварительным арендным контрактом. Это позволит повысить в цене остальные объекты. Таким образом, арендный поток будет выше, а ликвидность помещений окажется примерно одинаковой.

При таком подходе инвесторы получают более прогнозируемое инвестиционное решение, а арендатор сможет точнее рассчитать наиболее правильное местоположение.

Но у застройщиков нет компетенций для того, чтобы разработать эффективную функциональную концепцию объектов стрит-ритейла в новых проектах. Для этого им необходима помощь компаний, которые могут предложить комплексное решение – от этапа проектирования до брокериджа.

Евгения СУЧКОВА, начальник отдела коммерческой недвижимости агентства недвижимости «Главстрой»:

– В наших жилых комплексах всегда пользовались спросом фактически все форматы коммерческих объектов: от отдельных помещений по 50 кв.м до трёхэтажных пристроек в 700 кв.м. Спрос может измениться уже завтра, в зависимости от экономической ситуации. Однако по-прежнему будут востребованы площади 50–100 кв.м, а также 200–250 кв.м для магазинов шаговой доступности. Наиболее перспективными выглядят варианты 150–250 кв.м для сетевиков либо до 50–80 кв.м – для интернет-магазинов типа «склад»-пункт выдачи.

Недавно компания приняла решение самостоятельно управлять своей коммерческой недвижимостью. Сейчас проходит оценка арендных ставок и разрабатывается программа развития инфраструктуры жилых комплексов: какие объекты и на каких улицах нужны жителям. Наша задача – сформировать такой пул арендаторов, который сделает район ещё более комфортным и привлекательным.

Помимо торговли, бытовых услуг, общепита, это спортивные клубы, учреждения культуры, развивающие центры для детей, подростков, клубы по интересам для пожилых людей. Один из актуальных и важных трендов – размещение во встроенно-пристроенных помещениях социальных объектов, при участии администрации района и города. Например, в декабре прошлого года в «Северной долине» на Заречной улице, 41 открылось педиатрическое отделение детской городской поликлиники №71.

Ранее, до перехода к стратегии самостоятельного управления площадями, мы продавали коммерческую недвижимость. Как правило, в течение строительства и одного года после ввода в эксплуатацию все коммерческие помещения раскупали.

Работа с клиентами идёт постоянно, до и после передачи помещений. Иногда клиенты продают свои помещения, переезжают в другие районы, но могут через несколько лет вернуться. В частности, мы ожидаем этого в ЖК «Юнтолово», где спрос на коммерческую недвижимость растёт по мере развития проекта. В декабре там сдана уже четвёртая очередь, открылся второй детский сад.

Дмитрий ГУБАНОВ, старший менеджер по работе с объектами недвижимости компании «Амрест»:

– Современные петербургские новостройки – это квартальная застройка и высокая плотность населения. Само это население достаточно молодо, но обладает достойной платёжеспособностью, в курсе современных тенденций и активно пользуется технологиями. Неудивительно, что общественное питание стало так востребовано. Сейчас наши рестораны работают в Девяткино, на Парнасе, в районе Кушелевской дороги, ЖК «Солнечный город». Хотим мы открываться и в других местах, но, к сожалению, не везде для этого есть техническая возможность. Для ресторана необходима площадь 180–200 кв.м, открытая планировка без капитальных стен внутри помещения, удобный вход с улицы, возможность загрузки согласно норм Роспотребнадзора, подключение электрической мощности 180 кВт, возможность организовать отдельный выпуск канализации с жироуловителем, выделенный вентиляционный канал 800*600 мм.

Получить всё это в жилом доме практически нереально. Половина застройщиков рисует планировки коммерческих помещений по остаточному принципу, то есть сначала делается квартирография всего дома, а потом – расчёты капитальных конструкций, коммуникаций и пр. В результате получается, что на первый этаж максимальная нагрузка, и там возникает большое количество монолитных капитальных стен, которые нельзя демонтировать без ущерба для дома. Мы в такой планировке разместить нашу технологию не можем.

У нас был опыт сотрудничества с застройщиком (он же – владелец помещения), когда на этапе проектирования и строительства дома заложили все необходимые нам технические требования (электрический кабель, жироуловитель, вентиляционный канал на кровлю и пр). Это позволило нам открыться с соблюдением действующих норм. Такая ситуация достаточно уникальна. В остальных локациях мы открылись в нежилых зданиях.

Хочется обратиться к застройщикам с просьбой учитывать требования, предъявляемые к предприятиям общественного питания, при проектировании первого этажа. Сейчас в большинстве случаев на планировке написано «офис». Мы понимаем, что так проще и дешевле проектировать и сдавать дома. Но потом это оборачивается проблемами конкретного инвестора, купившего помещение, и проблемами его арендаторов. На растущем рынке, когда желающих открыться было больше, чем локаций, многие закрывали на это глаза, решали проблемы за свой счёт и своими силами. Думаю, что в ближайшее время нас ждёт изменение ситуации. Помещений останется столько же, а вот новых арендаторов станет меньше. Да и те, кто есть, будут очень внимательно относиться к инвестициям. И тогда в выигрыше будут те собственники, у кого помещение изначально подходит под общепит.

Алексей ЛАЗУТИН, руководитель отдела по представлению интересов инвесторов IPG.Estate:

– Объекты коммерческой недвижимости в новостройках – один из самых стабильных и понятных инвестиционных инструментов в недвижимости. При сдаче в аренду доходность находится на уровне 8–12%.

Встройки на первых этажах развивают коммерческую инфраструктуру дома, квартала, микрорайона. Следовательно, потенциально они интересны операторам, которые продают товары или услуги ежедневного потребления. Это продуктовые и алкогольные магазины в формате «у дома», магазины товаров для красоты и дома, магазины фермерской продукции, булочные, прачечные, салоны красоты, стоматологии, ветеринарные клиники и так далее.

Заинтересованность таких операторов в коммерции в новых районах максимально высока, особенно у сетевых ритейлеров: X5 Retail Group с брендами «Пятёрочка» и «Перекрёсток» (хотя их развитие замедлилось как минимум до конца 2021-го из-за антимонопольных ограничений), «Дикси», «Магнит», «Верный», «ВкусВилл»; алкогольных сетей: «Норман», «Красное & Белое», «Росал», «Ароматный мир», «Градусы». При этом они не боятся всесторонней конкуренции и открываются в одинаковых локациях.

Инвесторы с частным капиталом начали обращать внимание на этот инструмент с вводом ФЗ-214. За шесть лет уже сформировались пулы инвесторов, для которых коммерция в новостройках – это побочный бизнес, приносящий постоянную доходность. Некоторые игроки покупают помещения принципиально под какого-либо арендатора.

За последние 1–2 года появились инвесторы, которые зарабатывают на совершении цепочки сделок. Они покупают объект на раннем этапе строительства, находят арендатора на длительный срок и перепродают готовый бизнес. Доходность таких операций может достигать 30%.

На фоне повышения грамотности частных инвесторов растут и требования к объектам. Клиенты умеют работать с локацией и уже знают, какие технические характеристики будут требовать их арендаторы. Можно говорить о том, что «золотая лихорадка» в этом сегменте закончилась: инвестор не будет покупать первый предложенный вариант.

К сожалению, на данный момент не все встроенные помещения соответствуют требованиям максимально широкого круга арендаторов. Девелоперы упускают многие технические характеристики.

Высота потолков должна быть не менее трёх метров, чтобы арендатор мог смонтировать качественные инженерные системы без ущерба комфорту, а в большинстве проектов высота составляет 2,7 метра. Важно предусмотреть возможность монтажа системы приточно-вытяжной вентиляции с учётом требований разных категорий предпринимателей. Очевидно, что сечение вытяжного канала, необходимого для предприятия сферы питания, значительно больше, чем для офисного помещения.

Для многих ритейлеров и операторов важен запас электроэнергии. На текущий момент практика такова, что застройщики предлагают от 20 до 100 Вт на квадратный метр. Но, к сожалению, без возможности увеличения при необходимости.

Для помещений более 100 кв.м хорошо, если есть два входа. Редкие проекты ЖК предусматривают место под вывеску. Не все застройщики на этапе проектирования заботятся об этом элементарном факторе. Встроенные помещения – это продукт, который приносит доходность и который (как и квартиру в новостройках) нужно правильно упаковать, продемонстрировав возможности.

На текущий момент «продуктологи» в упаковку включают только квадратные метры, локацию, трафик и предполагаемую зону охвата, забывая про элементарные технические преимущества. Таким образом, помещение теряет универсальность и становится интересно лишь ограниченному кругу потенциальных арендаторов.

Максим ЖАБИН, заместитель генерального директора компании «ЛенРусСтрой»:

– Мы сдаём помещения в аренду, а не продаём их. Это принципиальная позиция. Таким образом мы контролируем состав инфраструктуры в нашем проекте, которая в итоге влияет на стоимость квартир в комплексе, а значит, и на финансовые показатели компании. Соответственно, мы тщательно отбираем арендаторов для помещений, следим за их разнообразием и качеством оказываемых услуг. Для отдельных категорий предусмотрены льготы, например, для операторов в сфере образования, детских центров и т.п. При выборе арендаторов мы также учитываем пожелания наших жильцов.

Егор ФЁДОРОВ, заместитель руководителя отдела продаж строительно-инвестиционного холдинга «Аквилон Инвест»:

– В нашем портфеле представлены коммерческие помещения площадью от 24 до 380 кв.м. Их стоимость варьируется от 100 000 до 250 000 рублей за кв.м. Для нас в приоритете продажа коммерческих помещений. Практически во всех новостройках мы реализуем 100% ассортимента к моменту ввода в эксплуатацию. Это объясняется в первую очередь тем, что мы строим в локациях с высоким спросом, обеспеченных транспортной доступностью, а для инвесторов определяющую роль играет именно местоположение.

Например, в Каменке одновременно возводится порядка 1 млн кв.м жилья в сегменте «комфорт» и выше, и к моменту завершения проектов (через два-три года) в районе будут жить более 30 000 человек. И все они будут пользоваться новой современной инфраструктурой. В этой локации мы строим жилой комплекс «FoRest Аквилон» более чем на 2000 квартир. При проектировании мы старались продумать максимально разнообразный ассортимент коммерции. Есть как небольшие лоты площадью от 33,18 кв.м, которые подойдут под кофейни, студии красоты, бытовые сервисы, так и помещения до 376,65 кв.м, отвечающие требованиям сетевых супермаркетов и ресторанов. Мы учли интересы и жителей, и будущих инвесторов, организовав входы в помещения с внешней территории комплекса – Глухарской и Планерной улиц.

В уже сформировавшихся районах важную роль играет окружение: есть ли поблизости станции метро, остановки общественного транспорта и другие точки притяжения людей – парки, учебные заведения, офисные центры и т.д.

Помимо расположения, инвесторы обращают внимание на характеристики самих помещений: планировку, электрические мощности, наличие парковок поблизости, уровень объекта, социальный состав жителей. Наши клиенты предпочитают универсальные открытые планировки, которые можно использовать под любой тип бизнеса. «Аквилон Инвест» продаёт коммерческие помещения без отделки, с уже установленными витринными окнами и светопрозрачными входными дверями. Кроме того, мы стараемся максимально подготовить помещение к ремонту: выполняем стяжку пола и разводку отопления в стяжке, устанавливаем радиаторы, счётчики электроэнергии, воды и тепла. Системы вентиляции и отопления оборудуем отдельно от жилой части. Высота потолков, как правило, составляет не менее 3,2 метра.

Светлана ДЕНИСОВА, руководитель отдела продаж ЗАО «БФА-Девелопмент»:

– «Огни залива» – проект комплексного освоения территорий, там изначально не было никакой инфраструктуры. Поэтому всё, что мы строим, востребовано. Здесь создаётся огромный квартал на 10 000 квартир, соответственно – 20 000–30 000 жителей. Это целый небольшой город, где, разумеется, есть потребность в торговых и сервисных площадях.

Встройки в первой очереди, вдоль проспекта Героев, где трафик колоссальный, были распроданы со свистом. Недавно выведены на рынок помещения во второй очереди, и на сегодняшний день остались только два варианта со своей спецификой. Цены начинаются от 170 000 за «квадрат», при этом особенно мелкую нарезку мы не практикуем. Есть пара помещений 99 кв.м, самое маленькое – 75 кв.м, в среднем – порядка 150 кв.м. Застройщики давно разобрались, какие требования предъявляет рынок к встроенным помещениям: предусмотрены витринные окна, отдельные входы, подъезды, разгрузочные зоны, высокая энергообеспеченность, системы учёта и пр.

Мы не сдаём в аренду, а продаём свои площади, соответственно, не занимаемся формированием списка конечных пользователей. Рынок и здравый смысл абсолютно адекватно делают это самостоятельно. В новостройках размещаются не только магазины «первой необходимости», но и специализированные, например, товаров для животных. В первой очереди «Огней залива» представлен продовольственный ритейл, работают три аптеки, есть кофе-бар, «Ароматный мир» и пр.

На коммерческие помещения у нас лист ожидания. Никаких акций или скидок не объявляем, потому что всё прекрасно продаётся и без них. В числе покупателей есть профессиональные инвесторы, доверяющие компании. Например, один покупатель приобрёл у нас по пять объектов в первой и второй очередях.

Елена ВАЛУЕВА, директор по маркетингу Mirland Development Corporation:

– Сегмент встроенных нежилых помещений в новостройках, расположенных на некотором удалении от метро, пусть даже пешем, несколько отличается от классического стрит-ритейла. Прежде всего тем, что зачастую улицы в кварталах массовой застройки есть только по границе квартала, а помещения могут выходить также и на внутриквартальные проезды. То есть у них частично отсутствует проходимость, и их основная ориентация, если они не выходят на более-менее значимый проезд, – на внутренний спрос, то есть жителей таких кварталов.

В этом сегменте востребованы самые разные площади: 50–80 кв.м для небольших магазинов, около 100 кв.м для кафе и салонов, 120–200 кв.м для детских центров, 200–300 кв.м для медцентров, 350–450 кв.м для сетевых продуктовых магазинов. По нашему опыту, все помещения так или иначе востребованы арендаторами. Они должны иметь достаточную электрическую мощность (это один из основных вопросов почти для всех арендаторов), для магазинов важна открытая (или хотя бы гибкая) планировка, большие помещения обязательно должны иметь два входа. Всё остальное в основном вторично, но для каждого формата требуется что-то своё.

В ЖК «Триумф Парк» мы преимущественно сдаём помещения, чтобы иметь контролируемую инфраструктуру и подбирать арендаторов по профилю деятельности. Коммерческие условия мы стараемся оговаривать индивидуально. Например, для помещений без отделки предоставляем арендные каникулы. Большинство наших арендаторов – ИП. Для детского центра, например, ставка будет ниже, чем для продуктового магазина. Такой подход себя оправдывает – у нас в проекте очень много детских и развивающих центров разного формата и направленности, и все они востребованы у жителей.

За несколько лет нам удалось собрать идеальный набор арендаторов для нашего семейного жилого комплекса: продуктовые магазины, в том числе сетевые, кафе, пекарни, кофейни, несколько развивающих и образовательных центров (английский детский сад Sun School, детские центры развития «Феникс», «Кидсландия», СмартЦентр «Триумф» и «Маленькая страна»), центр изучения иностранных языков. Помещения в «Триумф Парке» арендуют салоны красоты, аптека, салон цветов, фитнес-студия home-формата, медицинский центр «Полис. Участковые врачи», а также центры лабораторной диагностики «Хеликс» и «Инвитро». У нас есть даже барбершоп. Мы внимательно проводим отбор и нередко отказываем арендаторам, которые не вписываются в концепцию комплекса. Кого нам не хватает? Хотелось бы иметь отделение банка, но это малореалистично в свете цифровизации банковских услуг, и мы это понимаем. Хотелось бы также иметь спортивный центр и магазин детских товаров. На сегодня у нас практически не осталось свободных помещений – они появятся с вводом пятой очереди в III квартале 2020 года.

Надежда КАЛАШНИКОВА, директор по развитию компании «Л1»:

– Мы изначально ориентированы на продажу как жилых, так и коммерческих помещений. Их аренда – не наш профиль. Самые ликвидные помещения, с отдельным входом, расположенным на проходных улицах, раскупают на этапе строительства. Неликвид сдаётся в аренду лишь до того момента, пока не находится покупатель. Сейчас неликвида всё меньше, так как спрос постепенно переориентируется с внешнего на внутренний. Каждый наш жилой комплекс – это набор всего необходимого для комфортной жизни, здесь будут востребованы и мини-химчистки, и кондитерские, и детские центры. Для подобных заведений высокая проходимость не столь важна, как хорошая навигация и информация.

Марина СТОРОЖЕВА, директор по продажам комплекса апарт-отелей VALO:

– Конечно, самые востребованные коммерческие помещения в нашем проекте – это непосредственно апартаменты. Но бывает, что инвестор хочет диверсифицировать портфель, и помимо апартамента приобретает встроенное помещение под кафе или салон красоты. В VALO есть такие примеры, более того – инвесторы почти всегда помимо встроек также покупают один или несколько юнитов. Наибольшей популярностью пользуются средние по площади объекты для предприятий сферы услуг: салона красоты, барбершопа и пр.

Для апарт-отеля, наверное, больше чем для любого другого объекта, важно разнообразие и качество инфраструктуры, доступной гостям внутри комплекса. Если для жилого дома встроенные коммерческие площади опциональны, то апарт-отель, согласно требованиям классификации, просто обязан иметь в составе определённый набор коммерции. К примеру, ресторан или кафе (в зависимости от того, на какую звёздность претендует объект). И если в классических гостиницах кафе и рестораны, как правило, принадлежат самому отелю, то в случае с апарт-отелями более эффективной схемой является партнёрство с зарекомендовавшими себя на рынке сетями. Недавно в VALO открылся первый из трёх ресторанов, предусмотренных проектом, – PALMA от холдинга Maximilian. Известный бренд в нашем случае формирует дополнительный интерес у гостей и подчёркивает статус проекта. По тому же пути мы пошли и с кафе. У нас работает «Север-Метрополь» – старейший бренд, который является одним из неофициальных символов Петербурга.

Если рассуждать об идеальном наборе арендаторов, для апарт-отеля действует принцип «чем разнообразнее, тем лучше». Современный гость хочет получить максимум впечатлений и эмоций, не выходя из гостиницы, и разнообразие инфраструктуры играет здесь ключевую роль.

Максим АЛЕКСЕЕВ, юрист практики по недвижимости и инвестициям АБ «Качкин и Партнёры»:

– Собственники помещений в многоквартирных домах (МКД) владеют, пользуются, распоряжаются общим имуществом в пределах, установленных законом. В самом общем виде такой предел может быть сформулирован следующим образом: право владения и пользования общим имуществом не может быть истолковано как позволяющее одному собственнику нарушать те же самые права других собственников, а интерес одного – противопоставлять интересам других.

Поскольку перечень общего имущества достаточно широк, на владельцев «придомового» бизнеса (магазинов, ресторанов, домов быта) налагается достаточно широкий спектр ограничений.

Фактически владельцы бизнеса не могут никаким образом использовать общее имущество МКД без получения на то согласия общего собрания. Например, они не могут выделить места для парковки клиентов или размещать какие-либо элементы благоустройства (ограды, веранды, террасы и иные нестационарные объекты) на общем земельном участке. Поскольку ограждающие конструкции дома (крыша, фасады) также относятся к составу общего имущества, размещение на фасаде рекламных конструкций, инженерного оборудования (кондиционеров, холодильных чиллеров, систем вентиляции, решёток, систем контроля доступа и видеонаблюдения), не говоря уже о всякого рода пристройках (перестройках), включая несогласованное вторжение в конструктивные и инженерные системы, недопустимо без разрешения общего собрания собственников. Это будет считаться нарушением закона и влечёт неконтролируемый риск предъявления к такому бизнесу претензий как у контролирующих органов, так и у собственников помещений в доме.

Кроме того, по действующему законодательству на правообладателей возлагается обязанность выполнять предусмотренные законодательством санитарно-гигиенические, экологические, противопожарные и эксплуатационные требования. Это может выражаться в разного рода запретах: например, на проезд, стоянку и разгрузку вне специально оборудованных мест, на складирование, а также загромождение мест общего пользования строительным, бытовым мусором, пищевыми отходами и пр. Эти запреты и ограничения содержатся в нормативно-правовых актах, в том числе в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Действующее законодательство исходит из необходимости целевого использования помещений в МКД. Это прямо устанавливает запрет на размещение в жилых помещениях промышленных производств, гостиниц и т.п.

Но некоторые ограничения могут коснуться и правообладателей нежилых помещений. Например, законодательство в области розничной продажи алкогольной продукции прямо предусматривает запрет на продажу алкоголя на территории, прилегающей к зданиям, строениям, сооружениям образовательных, медицинских учреждений, учреждений спорта, вокзалам, аэропортам. Иначе в выдаче лицензии на розничную продажу алкоголя будет отказано.

Помимо обсуждаемых ограничений на размещение в МКД так называемых наливаек, бизнесу следует обращать внимание на уже действующие ограничения, содержащиеся в специальных нормативах и требованиях. Так, в соответствии с СП 54.13330.2011, утверждённых Приказом Минрегиона РФ от 24.12.2010 №778, в жилых зданиях не допускаются: специализированные магазины москательно-химических и других товаров, эксплуатация которых может вести к загрязнению территории и воздуха жилой застройки; хранение сжиженных газов, легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, взрывчатых веществ, способных взрываться и гореть при взаимодействии с водой, кислородом воздуха или друг с другом, товаров в аэрозольной упаковке, пиротехнических изделий; размещение магазинов по продаже синтетических ковровых изделий, автозапчастей, шин и автомобильных масел; специализированных рыбных магазинов; складов любого назначения, в том числе оптовой (или мелкооптовой) торговли. Запрещены также все предприятия и магазины с режимом функционирования после 23 часов (время может уточняться местными органами самоуправления); предприятия бытового обслуживания, в которых применяют легковоспламеняющиеся вещества (кроме парикмахерских и мастерских по ремонту часов общей площадью до 300 кв.м); бани, предприятия питания и досуга с числом мест более 50 и общей площадью более 250 кв.м; все предприятия, работающие с музыкальным сопровождением, в том числе дискотеки, танцевальные студии, театры. Нельзя открывать в домах прачечные и химчистки (кроме приёмных пунктов и прачечных самообслуживания производительностью до 75 кг в смену), автоматические телефонные станции общей площадью более 100 кв.м, общественные туалеты, учреждения и магазины ритуальных услуг, встроенные и пристроенные трансформаторные подстанции. Запрет стоит также на производственные помещения (кроме помещений категорий В и Д для труда инвалидов и людей старшего возраста, включая пункты выдачи работы на дом, мастерские для сборочных и декоративных работ), зуботехнические лаборатории, клинико-диагностические и бактериологические лаборатории, диспансеры всех типов, дневные стационары диспансеров и стационары частных клиник, травмпункты, подстанции скорой и неотложной медицинской помощи, дерматовенерологические, психиатрические, инфекционные и фтизиатрические кабинеты врачебного приёма, отделения (кабинеты) магнитно-резонансной томографии, рентгеновские кабинеты, а также помещения с лечебной или диагностической аппаратурой и установками, являющимися источниками ионизирующего излучения, превышающего допустимый уровень, установленный санитарно-эпидемиологическими правилами, ветеринарные клиники и кабинеты.

Ряд требований к размещению организаций общественного питания в МКД установлен СП 2.3.6.1079-01.2.3.6, утверждёнными Главным государственным санитарным врачом РФ 06.11.2001. При размещении общепита в пристроенных, встроенно-пристроенных помещениях к жилым зданиям и на нежилых этажах должны соблюдаться гигиенические нормативы уровней шума, инфразвука, вибрации, электромагнитных полей, а также предельно допустимые концентрации и ориентировочные безопасные уровни воздействия загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населённых мест. Производственные цеха организаций не рекомендуется размещать в подвальных и полуподвальных помещениях. Организациям, расположенным в жилых зданиях, следует иметь входы, изолированные от жилой части здания. Приём продовольственного сырья и пищевых продуктов со стороны двора жилого дома, где расположены окна и входы в квартиры, не допускается. Загрузку следует выполнять с торцов жилых зданий, не имеющих окон, из подземных туннелей со стороны магистралей при наличии специальных загрузочных помещений.