Яйца покажут народу
Шуваловский дворец открылся после пятилетней реставрации. Теперь здесь располагается Музей Фаберже.
trong>Шуваловский дворец открылся после пятилетней реставрации. Теперь здесь располагается Музей Фаберже. Его главный экспонат — знаменитая Forbes collection, произведения, выполненные ювелирной фирмой Карла Фаберже, в том числе восемь пасхальных яиц для российского императорского дома. Ее в 2004‑м приобрел российский предприниматель Виктор Вексельберг (глава корпорации «Ренова», фонда «Сколково» и фонда «Связь времен», который управляет музеем). Наследники американского медиа-магната Малькольма Форбса расстались с раритетами за $100 млн. Эксперты считают это собрание одной из лучших в мире коллекций произведений Фаберже.
Помимо яиц, сделанных по заказу последних Романовых, в собрании фонда «Связь времен» (далее — Фонд) есть пасхальные подарки, изготовленные Фаберже по заказам представителей мировой элиты: герцогини Мальборо, барона Ротшильда, золотопромышленницы Кельх. Всего в коллекции около тысячи предметов от знаменитой ювелирной фирмы. А еще в музее можно увидеть произведения других ювелиров, поставщиков высочайшего двора, — Хлебникова, Овчинникова, Сазикова и др.: украшения, сервизы, церковную утварь, драгоценные оклады икон. Отдельная гордость — работы знаменитого российского эмальера Федора Рюкерта.
В общем, всего много, даже чересчур. Сам Шуваловский дворец словно отступает на второй план в сиянии этой роскоши. Между тем реставрация этого памятника, в спасение которого Фонд вложил более 1 млрд рублей, для Петербурга событие ничуть не менее значимое, чем открытие музея. Как отметил министр культуры Владимир Мединский, дворец — главный экспонат в этом собрании. Те, кому доводилось бывать здесь в конце «нулевых», помнят обветшавший декор парадных залов и перегороженную парадную лестницу, на которую в любую минуту мог обвалиться аварийный купол.
Денег на масштабную реставрацию у города не было, так что губернатор Валентина Матвиенко с легкой душой передала дворец от малоимущего Центра международного сотрудничества состоятельному Фонду, который подыскивал достойный адрес для будущего музея. Виктор Вексельберг вспоминает: «Валентина Ивановна поступила несколько провокационно, как настоящий руководитель. Когда мы получили здание, ахнули: оно было в кошмарном состоянии. Но мы приняли этот вызов!» Работы вели компании «Интарсия» и «Водолей Плюс».
Для посетителей музей откроется в декабре. По словам его директора Вадима Воронченко, цены предполагают установить на уровне ведущих петербургских музеев, и даже несколько меньше (ориентировочно 250 рублей) — вне зависимости от того, покупает билет россиянин или иностранец. Здесь же планируют проводить научные конференции, обмениваться выставками с другими музеями.
По убеждению Владимира Мединского, открытие Музея Фаберже — свидетельство возрождения духа российского предпринимателя, не дельца, а созидателя и благотворителя: «Возвращать на родину произведения Фаберже — лучше, чем коллекционировать футбольных звезд. Хорошо, что эти вещи будут храниться не на даче, не на Рублевке или в швейцарском банке, а в музее, где их увидят наши граждане».