НАШ ЦИТАТНИК: «После 1 июля, если покупатель жилья не работает в IT и не может претендовать на семейную ипотеку, условия будут существенно отличаться. Не стоит рассчитывать на снижение цен на новостройки, на новые льготные программы, на низкую ключевую ставку...» Екатерина Немченко

3 мая, 06:41

Прозаседавшиеся

16 ноября 2015 в 10:00

Смольный готов превратить «блокадную» подстанцию на Фонтанке, 3А в элитный апартамент-отель. Осталось убедить градозащитников и юридически обосновать эти метаморфозы. Сходу не получилось.

Заранее заготовленное решение Совета по культурному наследию огласил вице-губернатор Игорь Албин. Суть в том, что инвестор получает право реализовать свои планы при условии, что сохранит фрагмент здания подстанции (башню) с мемориальной доской.

То есть Совету предложили изменить прежнюю позицию: в марте 2014-го эксперты проголосовали за то, чтобы признать объект региональным памятником (на основании историко-культурной экспертизы, выполненной ВООПИиК). Правда, эта экспертиза (четыре раза переработанная по замечаниям КГИОП) до сих пор не утверждена, а начало работ на площадке отложено на неопределенный срок.

Как сообщил зам. председателя Петербургского отделения ВООПИиК Александр Кононов, КГИОП не согласовал экспертизу по формальным признакам: «Нам открытым текстом заявляли: «Не приносите. Политическое решение по этому вопросу еще не принято».

Инвестором проекта выступает компания «Ройал Гарден Отель», аффилированная с «Группой ЛСР».

Кстати, вся необходимая документация у инвестора согласована, есть и разрешение на строительство. Эти бумаги были оформлены исходя из более раннего решения того же самого Совета: в 2009-м эксперты сочли, что подстанция — диссонирующий объект, признавать его памятником никаких резонов нет, а значит, превращению в апартамент-отель ничто не препятствует. Но когда подрядчик появился на площадке, специалисты по культурному наследию резко передумали.

«Группа ЛСР» провела историческое исследование и доказала, что подстанция на Фонтанке не была первой при запуске ленинградского трамвая в марте 1942-го. Пальма первенства — у Клинской подстанции. Экспертиза, выполненная градозащитниками, этот факт не оспаривает, но констатирует, что Клинская начала работать всего на два часа раньше, потом к ней присоединились подстанции на Фонтанке и на Васильевском острове. Так что все они достойны статуса памятников.

Спор вызвало и техническое состояние здания, где, кстати, проходило заседание Совета. По мнению одних, кошмар и ужас, другие считают: подкрасить, подштукатурить — и ничего. Официальная техническая экспертиза не проводилась.

Насчет диссонанса тоже нет общего мнения. Автор проекта реконструкции Юрий Земцов убежден, что построенная в 1932-м и позднее перестроенная подстанция — градостроительная ошибка в центре имперского Петербурга. Новый же апартамент-отель, в структуру которого будет включена часть подстанции, позволит восстановить характерную для Северной столицы сплошную линию застройки. Александр Кононов полагает, что говорить о диссонансе нет оснований. К тому же расположенный по соседству цирк давно просит передать ему это здание и перестраивать его не намерен.

Депутат ЗС Алексей Ковалев обратил внимание членов Совета на то, что реконструкция подстанции в предлагаемых инвестором параметрах в любом случае невозможна: это охранная зона Петербурга, и речь здесь может идти лишь о приспособлении к новому использованию в прежнем объеме или о регенерации среды.

После двухчасового обсуждения Игорь Албин решил: нужно еще одно заседание Совета. На нем и вынесут вердикт с учетом юридического анализа ситуации, историко-культурных экспертиз по трем «блокадным» подстанциям и технического состояния здания на Фонтанке, 3А.

По словам заместителя генерального директора «Группы ЛСР» Бориса Мурашова, инвестор готов терпеливо ждать.