14 декабря, 16:26

Прощай, дачная амнистия!

28 февраля 2019 в 10:05

Сегодня, 28 февраля, заканчивается срок действия упрощённого порядка регистрации дачных домов и ИЖС.

Сегодня, 28 февраля, заканчивается срок действия упрощённого порядка регистрации дачных домов и ИЖС.

В Думу внесён законопроект о продлении «дачной амнистии» ещё на год, но даже первое чтение ещё не назначено. Напомним: упрощённый порядок предполагал, что для регистрации построенного на собственном участке домика достаточно документов на землю и декларации, описывающей постройку. Теперь обязательным требованием становится наличие техплана.

В августе прошлого года начал действовать пакет поправок в Градкодекс, меняющий условия регистрации прав. В нём был предусмотрен и переходный период. До 1 марта 2019-го формально действовали старые правила. На самом деле ситуация для собственников резко усложнилась. В Петербурге в 2017 году садоводы подали 449 заявлений в упрощённом порядке, в 2018-м – 333. В Ленобласти падение драматичнее: 10 662 случая регистрации «по амнистии» в 2017 году, 2421 – в 2018-м.

Вместе с тем с начала 2019-го начал работать принятый по инициативе Минстроя уведомительный принцип: собственник отправляет в местную администрацию уведомление о начале строительства (или о вводе построенного), техплан и документ об оплате пошлины. Важно: если в течение недели нет ответа – проект считается согласованным. Но это на бумаге. По факту срок не выдерживается, а чиновники (по крайней мере, в некоторых случаях) предпочитают считать отсутствие ответа поводом для того, чтобы заявитель обращался в Росреестр самостоятельно.

И, конечно, начался разнобой в трактовках. Как мы и предупреждали, чаще всего вопрос упирается в статус участка. В Петербурге с этим проблем меньше: вся земля, хоть под ИЖС, хоть в садоводствах, относится к территории населённого пункта. В области – по-разному. По сведениям NSP, в Лужском районе администрация отказывает садоводам, подающим уведомления, если СНТ расположено на сельхозземлях. Основание: нет документов терпланирования (Генплан, ППТ, градплан участка, межевой план и так далее). А для «сельхозки» градпланы и вовсе не предусмотрены. Но нужен хотя бы проект организации застройки (ПОЗ), утверждённый муниципалитетом.

При этом местные власти не имеют права тратить деньги на ППТ для садоводов. Зато новый закон о садоводах предусматривает целевые взносы на подготовку землеустроительных и кадастровых документов. Но это очень недешёвое удовольствие. В новых посёлках проблема ещё как-то решается, в старых, с другим составом собственников, – крайне сложно.

Ситуацию дополнительно затрудняет запрет на капитальное строительство в границах сельхозугодий чего-либо, кроме фермерских домов (участок – не менее 1 га) и построек для сельхозпроизводства. Сейчас из 800 000 га областных сельхозугодий более 40 000 га занимают садоводства, 1200 га – дачные объединения, 12 800 га – ИЖС. С точки зрения закона, десятки тысяч дачных и садовых домов на этих землях – самострой. (Постройка не соответствует назначению надела.) Или, по крайней мере, есть причины для формального отказа в постановке на госучёт. Как будет проходить регистрация новых (или уже имеющихся) домов на таких землях, предсказать невозможно. Тем более что законно установленных, с координатами, границ сельхозугодий тоже в большинстве случаев нет…

С другой стороны – государству нужны налоги, значит, и новые объекты для обложения.