НАШ ЦИТАТНИК: «Мы сейчас видим возвращение к уровню первого квартала этого года, когда рынок еще не был так разогрет. По семейной ипотеке по итогам 2024-го может быть предоставлено 2,2 трлн рублей, что в целом сопоставимо с результатами прошлого года...» Эльвира Набиуллина

25 ноября, 02:56

«Торги со смартфона могут стать нашим ближайшим будущим»

25 января 2021 в 05:58

Из-за коронавируса отдельные отрасли экономики были полностью заморожены, некоторые – почти прекратили существование. Но всё, что связано с электронной коммерцией, пошло в рост. О том, как кризис повлиял на Российский аукционный дом и работу его электронной торговой площадки Lot-online, рассказывает первый заместитель генерального директора РАД Константин Раев.

Раев Константин Владимирович
первый заместитель генерального директора РАД

– Как была организована работа компании после объявления режима ограничений?

– Мы были вынуждены подчиниться правилам, которые ввели на территории страны, частично перевели сотрудников в удалённый режим. Но поскольку существовал документ о том, что площадки по госзаказу должны обеспечить бесперебойную работу, мы не останавливали торги на Lot-online – ни по одному из типов продаж, включая госзакупки. Поначалу у всех было шоковое состояние, ощущение, что рынок «встанет». Но мы увидели в этом зону возможностей для электронных торгов и не ошиблись: в 2020-м даже дорогостоящая недвижимость стала массово продаваться в режиме онлайн.

Прошлый год продемонстрировал консерватизм россиян в том, что касается вопросов инвестирования. Для сохранения средств в условиях падения курса рубля и снижения доходов по вкладам инвесторы выбрали недвижимость. В течение всего 2020-го, на волне кризиса, она пользовалась повышенным спросом.

В начале года самой существенной проблемой стала организация просмотров для клиентов, поскольку значительная часть наших заказчиков ушла на карантин. Но мы её решили: стали снимать ролики, делать онлайн-презентации и т.п. В общем, полностью перевели взаимодействие с клиентами в электронный режим. Банки сначала переживали, что мы не сможем обеспечить реализацию объектов, но продажи почти во всех сегментах пошли в гору. В первом полугодии сделки в основном заключались в низком и среднем ценовых сегментах, а во втором произошёл взлёт и по дорогостоящим активам. В итоге в 2020-м мы побили рекорд продаж даже по сравнению с крайне удачным для РАД прошлым годом. Общая сумма сделок по итогам года составила 67,9 млрд рублей, это примерно на 25% больше показателя 2019-го.

Другая возможность, которую мы увидели, – расширение взаимодействия со сторонними рекламными площадками: «Авито», ЦИАН и пр. Люди сидели дома, у них было много свободного времени и желание купить какие-то объекты, поймать ликвидные активы по относительно невысокой цене, к примеру, в сегменте проблемного имущества.

– Что прежде всего смотрели покупатели на вашей площадке?

– У нас есть объекты на любой вкус и кошелёк. По количеству участников и интересу первое место всегда занимают автомобили. Предложения встречаются очень выгодные, например, при продаже в процедуре банкротства или в удалённых регионах, где собственники готовы снижать цену до минимума. Бывают совершенно эксклюзивные варианты, включая автомобили премиум-сегмента. Многие покупатели на этом сделали свой бизнес.

Если говорить о недвижимости, то в онлайне сейчас покупают всё – от небольших земельных участков, помещений и мест в паркингах до объектов стоимостью в миллиард и более.

– Каковы итоги вашей работы в Петербурге?

– В 2020-м РАД продал в Петербурге и Ленобласти активы суммарно на 5,56 млрд рублей. Наибольший объём сделок (около половины) заключён в интересах финансово-кредитных организаций. Речь об их непрофильном имуществе и залогах. Крупнейшая сделка в этом сегменте – продажа по поручению Агентства по страхованию вкладов бизнес-центра «Монблан» на Большом Сампсониевском пр., бывшей собственности банка «Советский». Мы получили его в работу до объявления пандемии, из-за чего продажа заняла больше времени, чем мы рассчитывали. Но с учётом происходившего всё равно уложились в рекордные сроки. Сделка была заключена в октябре, цена составила 593,4 млн рублей.

По имуществу казны Петербурга у нас прошло около 100 сделок общей стоимостью примерно 1,2 млрд рублей, крупнейшая из которых – продажа помещений на набережной Кутузова, которые за 250 млн рублей приобрёл Европейский университет.

А самой дорогостоящей по итогам года стала реализация здания бывших центральных железнодорожных касс на канале Грибоедова, 24. Его мы тоже продавали на электронных торгах, которые продолжались целый день. Важно отметить, что речь идёт об имуществе частного собственника – дочерней структуры РЖД. Частник не обязан выставлять объекты на онлайн-аукционах (в отличие, например, от продаж в рамках банкротства). Но этот способ давно доказал свою эффективность, поэтому к нему прибегают многие компании. По итогам этих торгов цена по сравнению с начальной выросла на 300 млн рублей и составила 1,151 млрд.

– Массовый переход в онлайн привёл к росту межрегиональных сделок?

– С момента запуска площадки, с самых первых торгов, которые мы провели по машинам АТП «Смольнинское», у нас были покупатели из других регионов. Например, автомобили Смольного достались предпринимателям из Барнаула, Краснодара и Новосибирска. Но в этом году число межрегиональных сделок заметно увеличилось, мы наблюдаем массовое движение инвесторов по стране. Кстати, активизировалась и продажа недвижимости в регионах. По итогам 2020 года у нас вдвое выросла доля прибыли от деятельности филиальной сети РАД.

– Вы предлагаете покупателям услуги по регистрации сделок?

– Мы подписали соглашение с Росреестром и сейчас обеспечиваем услугу по электронной регистрации перехода права собственности, но пока только для корпоративных клиентов. Для этого мы заключили прямое соглашение с Росреестром и разработали программное обеспечение, отвечающее всем современным требованиям в части информационной безопасности и отказоустойчивости.

Поскольку мы проводим сделки в режиме онлайн, регистрация их в электронном формате является логичным продолжением нашей работы. Текущая ситуация тотальных ограничений доказала востребованность этого сервиса. Когда право собственности на приобретённый объект может быть зарегистрировано не выходя из дома, решение о вхождении в сделку принимается инвестором спокойнее.

– Услуга пользуется спросом?

– Люди в целом с трудом воспринимают нововведения. Но мир цифровизируется, и мы не можем стоять на месте.

– У вас есть мобильные приложения. Как они помогают работе? 

– У нас есть мобильные приложения по закупкам и по продажам. Их цель обеспечить клиентов доступной и полной информацией с площадки продаж и с площадки закупок, размещённой на удобном для всех мобильном устройстве. Это помогает упростить взаимодействие с продавцами и собственниками имущества (в случае продажи), а также получить доступ к актуальной информации о собственных закупках и об актуальных предложениях с рынка. Предусмотрено взаимодействие с экспертами для разъяснения тех или иных вопросов, доступ к документации и пр.

Приложения являются аналогами электронных площадок, которые всегда под рукой. Мы рассчитываем, что со временем появится возможность участвовать с их помощью в торгах. Пока эта функция недоступна из-за необходимости использовать электронную цифровую подпись, но технологии развиваются быстрее, чем мы успеваем их осваивать, так что торги со смартфона могут стать нашим ближайшим будущим.

– Почему объекты на площадке разделены по типу торгов? Будете ли объединять свои системы?

– В настоящий момент мы создаём Единую витрину продаж с возможностью сквозного поиска, которая объединит все наши торги. Делаем единый рабочий кабинет для клиентов. Но это непростой процесс – в разных сегментах рынка разное регулирование. Не существует единых правил для банкротного имущества, объектов приватизации, квотам по ловле крабов. С февраля Единая витрина уже будет работать.

– Как развивается ваша площадка по госзаказу?

– Если говорить про ЭТП по направлению закупок, здесь мы, несомненно, считаемся молодой площадкой, но уже очень хорошо заявили о себе на рынке государственных и корпоративных закупок. С момента включения ЭТП РАД в перечень площадок для проведения закупок в рамках 44-ФЗ мы ежегодно отмечаем двукратный рост объёмов размещений. Кроме того, можно говорить и о росте клиентской базы более чем в два раза. За это время мы смогли закрепиться в большинстве регионов РФ, став ближе и доступнее для клиентов, предоставляя на местах качественный сервис и круглосуточную техническую поддержку. Уже сейчас можно сказать, что у нас получилось создать экосистему для полного цикла размещения закупок, где представлены все возможности для проведения закупочных процедур с максимальной эффективностью и конкуренцией на торгах. И, безусловно, в соответствии с действующим законодательством в сфере закупок. Вообще, по меркам электронных продаж госзакупки – «высшая школа». Те, кто работает в этой сфере, могут с гордостью говорить о качестве своих ресурсов. Это и сложность процедур, которые мы применяем, и проверки качества ЭТП, цифровые подписи, задатки… Такого ни на каком Ebay нет. Это как сравнивать космический корабль с бумажным самолётиком. 

– Каким вы видите будущее площадки?

– Создание универсального сервиса в сегменте заключения имущественных сделок. Всё, что касается торгов на регулируемом государством рынке (приватизация, банкротство, квоты и пр.), уже ушло в электронный формат.

– Какие новые направления планируете развивать? Может быть, продажу арестованного имущества в рамках исполнительного производства?

Постепенно законодательное регулирование приведёт к стабилизации этого сегмента. Большинство площадок, которые работают с такими объектами, сейчас нигде не аккредитовано. Мы этот рынок не рассматривали до последнего времени, но, наверное, в будущем на него войдём.

В целом, нам интересны все имущественные торги: продажа древесины, аренда лесного фонда, аквакультур и пр. В своё время ФАС анализировала разные рынки и нашла 46 различных направлений, где проходят какие-либо виды торгов. Так что нам есть над чем работать.