НАШ ЦИТАТНИК: «Яркий и эргономичный облик новостроек достигается не отделочными и конструкторскими решениями, а комплексным средовым подходом к проектированию и трендом на локальную идентичность места. Создание такой среды – главная задача для девелоперов...» Андрей Дербин

19 марта, 02:48

Используются ли в строительстве материалы «повторного применения»?

IKEA в Кудрово и на Парнасе снова принимает старую мебель на переработку. Взамен можно получить купоны и скидки. Насколько активно в девелоперских проектах сейчас используются материалы повторного применения (например, при подготовке стройплощадок, да и в самом процессе строительства и отделки жилья, апартаментов или коммерческих площадей)? Растёт ли доля таких материалов? Даёт ли офис, где вы трудитесь, «вторую жизнь» вещам? Связаны ли «разумное потребление» и повторное использование материалов в строительном и девелоперском бизнесе?
И нет ли противоречия между принципами «разумного потребления» и основами рынка (продавать больше, чаще менять модели и т. д.)?

А как вы сами избавляетесь от ненужного? 
Участвуете ли в обменных программах 
(кросс-букинг, кросс-дрессинг и т. д.)? 
Сдаёте ли севшие батарейки в специальных местах или жалко времени? 
Вам для нормальной жизни нужно больше вещей, чем 20 лет назад, или меньше?


Иван Носов, директор по маркетингу и рекламе Группы ЦДС:
– В чистом виде повторного применения в стройке, наверное, нет. Например, опалубка просто должна выдерживать определённое количество циклов. Когда мы работаем с редевелопментом, например, возводим ЖК «Чёрная Речка», «Елизаровский», «Полюстрово», то бой от старого здания можно использовать для засыпки. Когда что-то сносится, бой всегда нужен. Отсыпать подушку свайного поля и т. д. Когда срываем плодородный слой, устраиваем котлован – потом опять его применяем в ходе благоустройства. Но для этого нужна просторная площадка, чтобы хранить, как в Парголово, в Новосаратовке. Это скорее история про использование того, что на территории уже есть и может пригодиться в будущем.
Отдельный сюжет – виниловые баннеры, 3 на 6 метров или 5 на 13. Наружная реклама. Мы их не утилизируем, а отмываем, дезинфицируем и делаем сумки-шоперы, в коллаборации с дизайнерами. Дарим сотрудникам, покупателям. Сумки модные, интересные по форме, с элементами брендинга.
Есть кросс-букинг в управляющих компаниях: в наших ЖК ставим полки для обмена книгами. В половине домов это уже есть. Народ просит: поставьте и нам.
По раздельному сбору мусора: начинаем с пластика. Контейнеры для сбора пластиковой тары и изделий, практически везде уже оборудованы. Люди пользуются. Если район активный, то и прямо в ходе стройки устанавливаем такой контейнер рядом с пунктом продаж. Изменения в сознании происходят медленно. Но происходят. На пластике даже какая-то экономика получается. По отзывам, по лайкам это видно: со стороны жителей такой запрос есть. Им важно чувствовать себя экологически ответственными. 

Максим Жабин, заместитель генерального директора СК «ЛенРусСтрой»:
– Мы повторно используем дорожные плиты, кабельную продукцию, системы ограждения и т. д. Это всё не столько про «разумное потребление», сколько про оптимизацию затрат.
Сейчас ведём переговоры с несколькими компаниями, чтобы тот же строительный мусор сортировать и перерабатывать. Оголовки свай, части бетонных ограждений, упаковки стройматериалов – всё это может быть повторно использовано. Не просто заключать договор на вывоз, а сортировать и применять, чтобы компенсировать часть затрат. Это плюс к карме и поддержка культуры производства. Я – перфекционист, и меня сильно тревожит, если на площадке вижу, что мусор просто грузят и вывозят. Мы только начинаем работать в этом направлении.
Отходы бетона, части конструкций мы забираем обратно на ДСК, перемалываем и делаем плитку для мощения, для благоустройства. Эту плитку мы уже использовали для благоустройства территории у нашего плей-хаба в Новогорелово. «Разумное потребление» смыкается с бережливым производством.
Здесь необходима понятная государственная стратегия, баланс запретительных и разрешительных мер. Это как с платными парковками, с ограничением въезда в центр – история небыстрая, но важная.
Вещей у меня сейчас больше, чем 20 лет назад. Ненужные я просто отдаю через определённые организации. Важно знать, что они дойдут куда надо. В кросс-букинг в жилых комплексах я не очень верю: как правило, выносят книги, которые и читать-то не стоит. А хорошая книга стоит дорого. В офисе у нас есть шкаф с книгами, любой сотрудник может взять, почитать.

Константин Сторожев, генеральный директор компании VALO Service (комплекс апарт-отелей VALO):
– Пока, для наших условий и в силу особенностей нашей экономики разговоры о «повторном использовании», «разумном потреблении» и «зелёных технологиях» – скорее мода, чем тенденция. Или аргумент в переговорах с западными партнёрами. Основная причина: затраты несут одни (например, застройщик), а бонусы получают другие (например, собственник в ходе эксплуатации). Исключение – когда показатели энергоэффективности напрямую определены нормативной базой.
Кроме того, издержки – это здесь и сейчас, а возможная выгода обычно кроется в отдалённом будущем. А у нас, к сожалению, довольно короткий горизонт планирования. Возможно, роль регулятора могло бы взять на себя государство. Но у него с долгосрочными планами тоже не всё просто.

Андрей Сорочинский, председатель совета директоров ГК «Полис Групп»:
– Непосредственно на стройке примеров повторного использования материалов немного. Скорее, стоит говорить о постепенном изменении отношения к ресурсам. Это касается и девелоперов, и покупателей, которые заселяются в новые дома «повышенной энергоэффективности».
Эпоха «демонстративного потребления» заканчивается. В том числе и потому, что ресурсы не безграничны. Мне гораздо ближе скандинавская сдержанность, которая воплощается и в архитектуре, и в дизайне, и в отношении к отходам. И в постепенном, но неуклонном переходе к возобновляемым источникам энергии. Нам ещё предстоит найти свою нишу в этой новой экономике. Это будет небыстро и непросто. Но думать об этом надо сейчас.

Никита Пальянов, директор по маркетингу ГК «Абсолют Строй Сервис»:
– Принципы разумного потребления больше свойственны молодому поколению, именно оно активно выступает за сохранение ресурсов планеты. Но, как правило, эта категория потребителей ещё не настолько платёжеспособна, чтобы покупать квартиры. Поэтому на рынке недвижимости фактор экологичности пока стоит далеко не на первом месте: покупатели исходят из бюджета. И экофишки в девелопменте рассматриваются скорее как дополнительный бонус, доплачивать за который потребитель точно не готов.
Но девелоперы уже осознают необходимость контейнеров для раздельного мусора на территории жилых комплексов. В парадных появляются боксы для утилизации батареек. Частью культуры осознанного потребления становятся электромобили: во многих новых ЖК уже оборудуют станции для их подзарядки внутри паркинга. Косвенно к этой культуре можно отнести и системы «Умный дом», которые позволяют контролировать потребление энергоресурсов, отопления, чистоту воздуха и прочие параметры.
То есть рынок постепенно движется в сторону экологичных привычек, но пока внедряя только те инструменты, которые не требуют дополнительных затрат.
В девелоперских проектах уже давно используются экоматериалы, зелёные сертификаты и т. д. Экодевелопмент подразумевает два принципа: безопасные для жизни человека материалы и инженерные системы, которые помогают экономить природные ресурсы. В России как на стандарт можно опираться на ГОСТ 54694 2012. Он сформирован на основе британского BREEM и американского LEED.

Роман Мирошников, исполнительный директор компании «Ойкумена»:
– Пожалуй, на первичном рынке – а именно в строительстве жилья – таких примеров в России не встретить. Как максимум: материалы, остающиеся после сноса домов, могут использоваться затем при строительстве дорог. В частности, это было анонсировано при запуске программы реновации в Москве, непосредственно связанной со сносом большого количества старых зданий, вследствие чего возникает проблема утилизации строительного мусора.
В девелоперских проектах вопрос повторного применения стройматериалов также возникает при прохождении сертификации по стандартам BREEAM и LEED (так называемое зелёное строительство). Однако пока в России она более или менее распространена при строительстве бизнес-центров, складов, инфраструктурных объектов, а не жилья.
Один из вариантов строительства, при котором можно применять вторсырьё, – это шлакоблочная технология. В России она имеет место быть, однако непопулярна и встречается разве что в сегменте частной малоэтажки. Массовая же многоквартирная застройка идёт с использованием «свежего» промышленного сырья – бетона, железобетона, цемента, арматуры, газосиликатных панелей, изредка кирпича (большей частью теперь это облицовочный материал).
Безусловно, девелоперы (совместно с государством) могли бы разработать некие шаги по повторному применению определённых материалов, но этому препятствует несколько моментов. Прежде всего, отсутствие выстроенной системы переработки мусора, в частности, стройматериалов, чтобы продукты переработки можно было бы масштабно использовать в массовом строительстве. Плюс необходимо соблюдение строгих санитарных норм. Скорее всего, в данный момент такая стратегия не удешевила, а увеличила бы себестоимость, что и без того недопустимо на фоне роста цен на жильё. Не стоит сбрасывать со счетов и психологическое предубеждение граждан против «домов из мусора».

Александр Шестаков, генеральный директор Первой мебельной фабрики:
– В девелоперских про­ектах вторсырьё используется редко. А вообще вторичную переработку древесины делают только несколько компаний, среди них «Кроношпан» и ИКЕА. Понятно, что объёмы переработки – небольшие. Например, «Кроношпан» перерабатывает 200 000 кубометров в год, это 100 000 кубометров плиты. Что составляет 0,01-0,015% от всех «деревянных» отходов. Для активного роста нужны серьёзные инвестиции со стороны государства или предприятий – это раздельный сбор, утилизация, преференции для тех компаний, кто занимается переработкой.

Николай Пана, директор по развитию сети апарт-отелей Vertical:
– Разговоры об окружающей среде, о сокращении выбросов вредных веществ, о разумном потреблении и создание продуктов eco-friendly (в том числе в жилой и коммерческой недвижимости) становятся всё громче. Многие девелоперы при организации строительного городка покупают или арендуют бывшие в употреблении бытовки и прочее строительное оборудование. С одной стороны, это оптимизация бюджета, а с другой – всё-таки забота о среде обитания. Более того, мы в Becar следуем современным трендам – минимизируем количество отделочных материалов в наших гостиничных проектах, всё чаще применяем природные материалы и тем самым создаём экологичную среду для проживания (не говоря о раздельном сборе мусора, энергосберегающих технологиях и пр.).
В оснащении мест общего пользования мы стараемся прибегать к повторному использованию материалов. Например, в We&I by Vertical зона кинотеатра сделана из паллет. Это позволило нам создать трансформируемую площадку под определённый запрос при проведении мероприятий. К тому же при меблировке общественных зон мы использовали комиссионное и списанное оборудование и мебель из ресторанов Ginza Project. Зачастую это прекрасно сохранившаяся мебель, которую пришлось заменить из-за, допустим, смены концепции ресторана. Зато в наши интерьеры она прекрасно вписывается.
Мы стараемся по максимуму использовать оборудование, которое у нас есть. Опять же довольно распространена миграция мебели и оснащения с объекта на объект, можно сдать ненужную рабочую форму и одежду на переработку или пожертвовать на благотворительность. Повторное использование материалов в строительном бизнесе связано с оптимизацией девелоперского бюджета. Зачастую это синергия.
Противоречие между принципами «разумного потребления» и основами рынка всегда будет. К сожалению, спрос рождает предложение, но и технологии не стоят на месте. Сейчас становится всё больше продукции из переработанных материалов. Уже даже дорожные покрытия предлагают создавать на основе переработанного пластика.
Я собираю мусор раздельно (это дань разумному потреблению). В доме, где я живу, установлены энергосберегающие лампы и система умного дома, позволяющая оптимизировать расходы на отопление, воду и электроэнергию. Книги тоже не покупаем, всё-таки пытаемся использовать электронные или аудиоверсии. Ненужные вещи теперь отправляются не на дачу, а, соответственно, на благотворительность или переработку. Конечно, элементы питания утилизируются отдельно от прочих бытовых отходов. Пока это капля в море, но, как говорится, вода камень точит.

Виталий Никифоровский, вице-президент ГК Springald:
– Мы занимаемся демонтажом, и тема вторичного использования материалов для нас актуальна как ни для кого другого. С гордостью можем констатировать, что нам удаётся вернуть во вторичный оборот до 90% материалов, из которых построены здания. Основной материал, производимый в результате переработки, – вторичный щебень, который активно используется в строительстве дорог. И важную роль здесь играет уникальное навесное оборудование для экскаваторов, сконструированное при участии наших специалистов. Ещё 10 лет назад переработка даже 40% материалов считалась выдающимся достижением.
В строительстве сейчас используется много композитных материалов, и как они будут перерабатываться и применяться, пока непонятно.
Разумное потребление и повторное использование, естественно, связаны. Материал, повторно задействованный на строительной площадке, – это сэкономленные природные ресурсы, отсутствие свалок, свободные от перевозок дороги. И особого противоречия основам рынка я тут не вижу. В любом случае при переработке материалов задействуются ресурсы – время, люди, механизмы, деньги. Я бы сказал, что это новое видение вещей, эволюция потребления.
Согласен, что батарейки надо утилизировать правильно, и выкидывать их просто в мусорный бак – это преступление. И юридически, и экологически, и морально. Секонд хэнд, во всех его понятиях, не особо прижился в России в силу нашего менталитета. Книги же я предпочитаю читать в электронном виде. Насчёт числа вещей – сложно оценить. 20 лет назад вам не нужен был планшет или электромобиль, а сегодня не нужен кассетный магнитофон и ламповый телевизор. Идёт эволюция потребления, и это абсолютно нормально.

Полина Качкина, исполнительный директор адвокатского бюро «Качкин и Партнеры»:
– Мы никогда ещё не передавали мебель в переработку, но идея мне определённо нравится. Многие мои коллеги и наша семья, в частности, отдают вещи в приюты, нуждающимся. Несколько лет назад мы решили ввести в офисе раздельный сбор мусора. Теперь у нас стоит пять-шесть разных контейнеров, в которые мы выбрасываем отсортированный пластик, дальше заказываем платный вывоз на площадки, где его перерабатывают. Батарейки мы тоже сдаём в специальные места. У нас в парадной организован обмен книгами. Так что в целом, мне кажется, мы идём в сторону осознанного потребления и сохранения экологии. Хотя противоречие между принципами «разумного потребления» и основами рынка определённо есть.
Что касается числа необходимых вещей, то чем дольше я живу, тем меньше мне их требуется. Удивляет и радует, что и моим детям их нужно меньше, чем мне в их возрасте.

Ольга Батура, руководитель практики недвижимости и ГЧП Duvernoix Legal:
– Принципы всего разумного, в частности потребления, могут противоречить лишь сторонникам крайних мер. Бизнес следует за спросом и тенденциями, а не наоборот. Меняется психология потребителя, меняется и бизнес. Тем более стремление к разумному потреблению, на мой взгляд, диктует инстинкт самосохранения. Пока планеты, пригодные для проживания людей, не найдены, а мы уже задыхаемся от свалок.
Поэтому следующий шаг после потребления экстенсивного – потребление умеренное и разумное. Мы разогнали развитие технологий до такой степени, что уже можно задуматься о правильных, вечных вещах и начать ценить природу.
В строительстве дорожной инфраструктуры давно используются продукты переработки шин. Резиновая крошка применяется при изготовлении строительных плит, напольных покрытий, уплотнителей, новых покрышек. Хотя по поводу экологичности использования старых покрышек идут споры.
Вообще рециклинг применяется в строительстве в отношении древесины, прежде всего железобетонного лома, пластика, стекла, кирпичного боя. Насколько это в данный момент выгодно и востребовано – вопрос к строителям.
Что касается меня лично, в семье мы стараемся разделять мусор, и это в части вклада в производство вторсырья, наверное, имеет смысл. Из этой же области – отдельное складирование батареек и использованных аккумуляторов с тем, чтобы им дать вторую (десятую) жизнь, а также старание поменьше использовать полиэтиленовые пакеты.

Виталий Коробов, директор Группы «Аквилон»:
– Разумное потребление в девелопменте начинается с работы над энергоэффективностью здания. В наших проектах мы применяем собственную разработку – технологию Termo-S. Её суть заключается в использовании нескольких решений: улучшенное утепление стен и кровли, применение энергоэффективных окон с селективным покрытием и аргоновым заполнением, установка клапанов индивидуальной вентиляции в каждой комнате и индивидуальных тепловых пунктов в каждом доме. В итоге теплопотери здания снижаются на 50%, а экономия жителей на оплате коммунальных услуг достигает 40%.
Кроме того, совместно с управляющей компанией мы создаём в наших домах возможности для раздельного сбора мусора. Сотрудничаем с профильными организациями, предусматриваем специальные пункты сбора на территории комплексов.

Анна Гаркуша, эксперт движения «Раздельный сбор»:
– Наш офис состоит из спасённых вещей: мебели, которую списали офисы наших волонтёров, посуды, которую мы принесли из дома, и т. д.
Разумное потребление означает, что человек не потребляет больше, чем ему жизненно необходимо. Чтобы продлевать срок жизни вещей, следует развивать отрасли услуг: ремонт, клининг, обратный сбор, шеринг, аренду и т. п. Под это всё тоже нужны и территории, и здания. А если экономический рост оценивать не по количеству произведённых товаров, а по стоимости предоставленных услуг, то развиваться можно ещё глубоко и широко.
Что касается оборота строительных отходов, это «серый» рынок, который нуждается в облагораживании, развитии и эффективном регулировании.