Коммунальный тупик
За три года Смольный поможет расселить 5614 коммунальных квартир. Бюджет готов потратить на эти цели 9,6 млрд рублей.
В проекте городского бюджета на период с 2022-го по 2024 год на расселение коммуналок заложено 9,6 млрд руб. Это позволит разъехаться примерно 7000 семей, говорится в пресс-релизе Жилищного комитета.
По оценкам администрации, сейчас в Петербурге насчитывается около 64 000 коммуналок. С 2008 года в рамках городской программы было расселено более 52 000 квартир. (Сколько за это время образовалось новых коммуналок, например, в процессе развода и разделения счетов, статистика умалчивает.)
По оценкам депутата городского Законодательного собрания Бориса Вишневского (признан иноагентом в РФ), с такими темпами финансирования на решение проблемы потребуется 40 лет.
В прошлом году власти ужесточили получение субсидий для расселения. Теперь претендовать на помощь города могут только малоимущие. Кроме того, если раньше приоритет отдавали самым густонаселенным коммуналкам, то теперь первыми в очереди будут те объекты, где все соседи согласны разъехаться.
С апреля 2019 года вступил в силу «закон Хованской» о запрете на оказание гостиничных услуг в жилых домах. Этот нормативный акт фактически убил интерес инвесторов к крупногабаритным коммуналкам в центральных районах: раньше в них обустраивали мини-отели и хостелы, теперь это невозможно.
Размер городской субсидии на расселение составляет 40% от стоимости коммунального «квадрата», указывают «Ведомости». Площадь для расчета субсидии устанавливается «по социальной норме»: 18 кв.м на одного члена семьи или 33 кв.м для одиночек.
Получается парадокс. Денег от господдержки на покупку нормального жилья обитателям коммуналок и близко не хватит. При этом претендовать на субсидию могут только очередники – те, кого признали «нуждающимися в улучшении жилищных условий». А попасть в очередь могут только малоимущие с доходом не более 25 000 рублей на члена семьи. То есть денег на доплату тоже нет...
В прошлом году Контрольно-счетная палата Петербурга предъявила серьезные претензии к городской программе расселения коммуналок и непосредственно к ГБУ «Горжилобмен». Были ли сделаны какие-то выводы – неизвестно.